МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественно – эстетического развития детей в непосредственно – образовательной деятельности «Музыка» КРУЖКА «ЛАДУШКИ»Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» Левокумского муниципального района Ставропольского края Согласованно: Утверждаю: на педагогическом совете Заведующий МКДОУ «Детский сад №3» от 31.08.2016 года --------------Харламова. В.А. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественно – эстетического развития детей в непосредственно – образовательной деятельности «Музыка» КРУЖКА «ЛАДУШКИ» срок реализации 4 года для детей 3 – 7 лет Разработана: музыкальным руководителем Хаткиной Н. А. с. Левокумское 2016-2017учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 2.Учебно – тематический план 3. Содержание программы: 3.1 первый и второй год обучения 3.2 третий и четвёртый год обучения 4. Методическое обеспечение 5. Литература 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА - образовательная направленность программы – художественно – эстетическая - возраст обучающихся 3 – 7 лет - срок реализации программы 4 года В современных условиях, когда возрастают задачи художественно - эстетического воспитания детей, хотелось бы отвести особую роль игре на детских музыкальных инструментах (ДМИ). Музыкальные инструменты вызывают у ребёнка большой интерес, ими широко пользуются в семье, в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Педагог стремится, прежде всего, с помощью музыкальных инструментов заинтересовать детей, побудить к непосредственно-образовательной деятельности. Ребята учатся играть знакомые напевы, построенные на материале народных песенок, попевок, мелодий, импровизировать несложные ритмы, петь и подыгрывать себе и т. д. Интерес детей к игре на музыкальных инструментах как средству музыкального воспитания всегда был очень большим. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, развивается чувство ритма. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передавать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Программа «Ладушки» предназначена для начального музыкального воспитания детей от 3 до 7 лет. Она органично вписалась в раздел работы музыкального руководителя в детском саду, который называется «Детский оркестр». Учитывая ярко выраженный интерес детей к инструментам, программа «Ладушки» предусматривает, несколько больший акцент на работе с ними. Также программа «Ладушки» систематизирует работу по детскому оркестру, дает возможность включить в неё всех детей. Ценность программы в познавательном развитии детей в изучении истории бытования народного музыкального инструментария, в русской культуре – обрядах и праздниках, в рассмотрении народных инструментов, как произведений русского прикладного искусства. Полученные знания реализуются в музыкальной деятельности детей. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: - формирование творчески активной личности, знающей и понимающей культуру своего народа, уважительно к ней относящейся; - воспитание инициативы и самостоятельности в воплощении художественного замысла. - развитие интереса к эстетической стороне действительности. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: - формировать у детей интерес к народной культуре русского народа; - воспитывать национальную гордость, уважение к прошлому народа; - развивать творческие способности детей; - развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в творчестве, ассоциативное мышление и воображение; - расширять музыкальный кругозор детей, через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами; - воспитывать интерес и любовь к музицированию; - вовлекать детей и родителей в изготовление своими руками музыкальных инструментов- игрушек из бросового материала. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ: - принцип деятельного подхода предусматривает, признание ведущей роли в развитии у детей музыкальности, а также художественных, интеллектуальных физических, познавательных процессов; - принцип полноты и целостности музыкального образования детей: подразумевает, совокупность знаний, умений по всем видам детской деятельности; заключает последовательное освоение красоты основных направлений в музыке - народного, классического и современного; приоритет интересов ребёнка и его благополучия - принцип последовательности подразумевает логическое усложнение задач музыкального образования детей 3-7 лет и художественно-образной основы содержания музыкального репертуара; - принцип тематизма позволяет средствами музыкального фольклора знакомить детей с бытом, традициями, обрядами русского народа, их песнями, танцами, инструментами - принцип системности обеспечивает организацию процесса музыкального образования на основе взаимодействия ведущих компонентов (цель, содержание, средства, результат). Программа «Ладушки» относится к художественно – эстетической направленности, предназначена для начального музыкального воспитания детей от 3 до 7 лет. Она органично вписалась в раздел работы музыкального руководителя в детском саду, который называется «Детский оркестр». Учитывая ярко выраженный интерес детей к инструментам, программа «Ладушки» предусматривает, несколько больший акцент на работе с ними и дает возможность включить в неё всех детей. 2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: работы кружка «Ладушки» составлен для четырёх возрастных групп. Непосредственно-образовательная деятельность по данной программе проводится 1 раз в неделю по 25 минут, в год 15 часов. Содержание, объём, и интенсивность нагрузок строится на основе индивидуальных и возрастных особенностей детей. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 2 младшая
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ средняя группа
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ старшая группа
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ подготовительная группа
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: . наглядный . практический . словесный . работа с пособиями МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СОДЕРЖАТ: соответствие с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ДО) от 01.01.2014; НОД «Музыка» имеет связь с другими областями Художественно - эстетическое развитие Использование художественных произведений для закрепления результатов восприятия музыки; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Способствует развитию детского творчества; приобщению к различным видам искусства; Познавательное развитие Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства; использование проблемных ситуаций, поисковой деятельности в процессе познания мира звуков; формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества. Речевое развитие Использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений; развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности Физическое развитие Развитие основных движений и физических качеств; использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. Социально – коммуникативное развитие Создание условий для развития свободного общения с взрослыми и детьми на вербальном и невербальном уровне в НОД «Музыка», развитие детской игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а так же окружающем мире в части культуры и музыкального искусства; формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: В процессе музыкальной деятельности дошкольники должны уметь: - понимать окружающий мир звуков; - сопоставлять, анализировать и комбинировать; - играть в ансамбле; - импровизировать мелодии; - организовывать разнообразную музыкальную деятельность в группе ДОУ, в семье; - реализовать свои интересы; - участвовать в концертах для детей младших групп; - использовать музыкальный репертуар в игровой деятельности; - продолжать музыкальное образование после выпуска из детского сада в детской школе искусств; - реализовать свои творческие способности в кружках дома культуры. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: Развлечения, тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, спектакли, детские праздники и утренники. Контроль качества усвоения материала проводится в форме творческих вечеров, концертов для детей и родителей два раза в год (в середине и конце учебного года).Программа «Ладушки» предусматривает изучение музыкальных и немузыкальных звуков, их происхождение, способов извлечения звуков с помощью простейших опытов и дидактических игр В программу входит изготовление вместе с детьми и родителями самодельных игрушек – инструментов, обучение игре на них, включение в состав шумового оркестра. Инструменты нетрадиционного вида можно использовать в самостоятельной деятельности детей. Это обогащает музыкальное воспитание разнообразит впечатления детей, развивает вкус, потребность в общении с музыкой. В результате ребёнок приобщается к творческой активности, самоутверждению личности, воспитываются качества музыканта – исполнителя. 3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: 3.1. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Раздел 1 «Экскурсия в страну музыки» Задачи: - формировать умение детей определять происхождение звука - различать музыкальные и шумовые звуки Содержание: «Где живут звуки» Е. Гомонова, «Дождик частый, дождик редкий» М. Картушиной «Звуки улицы, звуки леса» аудио материал ТЕМА: Где живёт звук? ТЕМА: Звук живёт в любом предмете ТЕМА: Звуки шумовые и музыкальные Раздел 2 «Радуга звуков» - музыкальные инструменты Задачи: - познакомить детей с погремушкой, колокольчиком, барабаном, бубном - развивать чувство ритма - воспитывать интерес играть в ансамбле - развивать тембровый слух - воспитывать умение сравнивать звучание инструментов - формировать навыки игры на знакомых музыкальных инструментах - способствовать к свободным, образным импровизациям Содержание: «Погремушечка», «Колокольчики», ритм.игра «Барабан» М. Картушиной « Наши погремушки» Е. Тиличеевой, пальч. гимн. «Снежный кролик», Д.и «Ты катись весёлый бубен», «Ах вы сени» р.н.м., «Наш оркестр» Е. Антошина, ритм. игра «Оркестр» М. Картушиной ТЕМА: Барабан грохочет будто гром ТЕМА: Мы весёлые игрушки, а зовёмся погремушки. ТЕМА: Колокольчик озорной позвенит нам здесь с тобой ТЕМА: Весело звучит оркестр развесёлых инструментов ТЕМА: Вот как весело у нас посмотрите вы на нас Раздел 3 «Музыка и времена года» Задачи: - развивать творческую фантазию, изобразить дождь, листики, скрип снега - способствовать к свободным импровизациям - обогащать музыкально слуховые представления Содержание: «Дождик веселей», «Зима» В. Карасева , «Ну – ка веселее» М. Картушиной ТЕМА: Листочки и дождинки в гостях у ребят ТЕМА: Белоснежная зима к нам пришла ТЕМА: Весенняя фантазия 3.2. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Раздел 1 «Экскурсия в страну музыки» Задачи: - формировать запас музыкально – слуховых впечатлений - способствовать умению распознавать звуки (деревянные, стеклянные металлические) Содержание: Д.и «Где живут звуки?», «Угадай что звучит?», «Музыкальное эхо»; пальчиковая гимнастика «Музыканты комары» ТЕМА: Откуда берётся звук? ТЕМА: Звук живёт в любом предмете ТЕМА: Звуки шумовые и музыкальные Раздел 2 «Радуга звуков» - музыкальные инструменты Задачи: - познакомить с деревянными ложками, музыкальным треугольником, металлофоном и приёмами игры на них - продолжать развивать умение детей владеть погремушкой, колокольчиком, барабаном, бубном - развивать чувство ритма, умение детей играть на сильную долю такта - воспитывать интерес играть в ансамбле - развивать тембровый слух, умение передавать характер произведения - воспитывать умение сравнивать звучание инструментов - формировать навыки игры на знакомых музыкальных инструментах - побуждать самостоятельно подбирать муз. инструменты для аккомпонемента народной песенки Содержание: «Музыкальные инструменты» Г. Левкодимова, «Гармошка» Е. Тиличеевой «Сорока»р.н.п., «Лиса по лесу ходила» р.н.п., «Из под дуба» н.м., Д.и « Угадай на чем играю?», «Колокольчики звенят» В. Моцарта, «Танец с холомскими ложками» Н. Зарецкой, «Лошадка» Т. Копыловой «Бубен» М.Красева М. Картушиной, «Барабан» Е. Тиличеевой ТЕМА: Ложки деревянные, расписные, музыкальные ТЕМА: Мы весёлые игрушки, а зовёмся погремушки. ТЕМА: Колокольчик озорной позвенит нам здесь с тобой ТЕМА: Музыкальный треугольник, металлофон. ТЕМА: Весело звучит оркестр развесёлых инструментов ТЕМА: Мы, играем, и поём очень весело живём ТЕМА: Вот как весело у нас посмотрите вы на нас Раздел 3 «Музыка и времена года» Задачи: - развивать ритмическое восприятие, упражнять в различении трёх ритмических рисунков Содержание: «Следы зверей» М. Картушиной, «Дед Мороз» Е. Вересокиной, песни о весне,«Дождик» В. Герчик ТЕМА: У осени в корзинке листочки и дождинки. ТЕМА: Белоснежная зима к нам пришли ТЕМА: Весенняя фантазия 3.3 ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Раздел 1 «Экскурсия в страну музыки» Задачи: - формировать запас музыкально слуховых представлений - способствовать умению определять тембр, динамику, темп - познакомить детей с нотной грамотой - рассказать детям о симфоническом оркестре и его структуре Содержание: Д.и «Угадай на чём играю?», «Музыкальное эхо», «Громкая и тихая» Г. Левкодимова ТЕМА: Откуда берется голос? ТЕМА: Звуки, которые живут рядом снами ТЕМА: Звуки шумовые и музыкальные ТЕМА: Теория музыки - нота, нотный стан, скрипичный и басовый ключ - виды оркестров (симфонический) Раздел 2 «Радуга звуков» - музыкальные инструменты Задачи: - продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами: румбами маракасами, металлофоном - совершенствовать игру на металлофоне (правильно держать молоточек) - развивать чувство ритма, умение детей играть на сильную долю такта - воспитывать интерес играть в ансамбле - развивать тембровый слух, умение передавать характер произведения - воспитывать умение сравнивать звучание инструментов - формировать навыки игры на знакомых музыкальных инструментах - побуждать самостоятельно подбирать муз. инструменты для аккомпонемента народной песенки Содержание: «Петушок» р.н., «Андрей воробей», « Барабан и палочки» М. Картушиной, «Лошадка» Т. Копыловой, «Во саду ли, в огороде» р.н., «Гори, гори ясно» н.п., «Во поле берёза стояла» н.п. «Ходит зайка посаду»н.п.. ТЕМА: Металлофон ТЕМА: Маракас ТЕМА: Румбы ТЕМА: Музыкальная мастерская (шуршалки, свистелки, звенелки) ТЕМА: Весело звучит оркестр развесёлых инструментов ТЕМА: Мы, играем, и поём очень весело живём ТЕМА: Вот как весело у нас посмотрите вы на нас Раздел 3 «Музыка и времена года» Задачи: - слаженно исполнять несложные песенки - ритмично ударять по одной пластинке - воспитывать любовь к русским традициям Содержание: «Осенняя песенка» С. Юдиной, «Дождик» В. Герчик, упр. «Снеговики и снежинки» «Как на масленой неделе» н.п. ТЕМА: Осень бродит у ворот ТЕМА: Белоснежная зима к нам пришла ТЕМА: Весенняя фантазия 3.4 ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Раздел 1 «Экскурсия в страну музыки» Задачи: - формировать запас музыкально слуховых представлений - способствовать умению определять тембр, динамику, темп - познакомить детей с нотной грамотой: мажор и минор - рассказать детям о русском народном оркестре и его структуре - развивать тонкое музыкально – сенсорное восприятие - изображать шум листвы, капли дождя Содержание: «Часики» С. Вольфензон, «Кап – кап – кап» румынская н. п., «Дождик веселей», М. Картушиной, « Камаринская» П. Чайковского ТЕМА: Откуда берется голос? ТЕМА: Звуки, которые живут рядом снами ТЕМА: Звуки шумовые и музыкальные ТЕМА: Теория музыки , Раздел 2 «Радуга звуков» - музыкальные инструменты Задачи: - продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами: ксилофоном, трещотками, аккордеоном - формировать умение детей правильно сидеть и держать аккордеон, растягивать мех, в правильном и удобном положении держать руки - совершенствовать игру на ксилофоне и металлофоне (правильно держать молоточек) - развивать чувство ритма, умение детей играть на сильную долю такта - воспитывать интерес играть в ансамбле - развивать тембровый слух, умение передавать характер произведения - воспитывать умение сравнивать звучание инструментов - формировать навыки игры на знакомых музыкальных инструментах - побуждать самостоятельно подбирать муз. инструменты для аккомпонемента народной песенки Содержание: «Сани с колокольчиками»В. Агафонникова, ритм. игра «Кто как идёт» ритм.игра «Следы зверей», «Оркестр М. Картушиной, «К нам гости пришли» А. Александрова, «Калинка» н.п., «Частушки» ,»Колокольчики звенят», «Кошка и котята», «Капель», «Цыплята» М.Картушиной. ТЕМА: Металлофон, музыкальный треугольник ТЕМА: Маракас ТЕМА: Румбы, тамбурины ТЕМА: Ксилофон, трещотки, ложки деревянные ТЕМА: Аккордеон ТЕМА: Волшебная коробочка (шуршалки, свистелки, звенелки) ТЕМА: Весело звучит оркестр развесёлых инструментов ТЕМА: Мы, играем, и поём очень весело живём ТЕМА: Вот как весело у нас посмотрите вы на нас Раздел 3 «Музыка и времена года» Задачи: - слаженно исполнять несложные песенки - ритмично ударять по пластинкам - воспитывать любовь к русским традициям Содержание: «Кап - кап - кап» румынская н.п., «Дождик веселей», «Осенний букет» «Снежинки и снеговики» М. Картушиной, «Как на тоненький ледок» н.м. «Как на масленой неделе» н.п., « Солнечная капель» С, Соснина ТЕМА: Осенние мотивы ТЕМА: Белоснежная зима к нам пришла ТЕМА: Весенняя фантазия 4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ - исследовательские опыты «Звуки, которые нас окружают» - дидактические игры по элементарной теории музыки; - дидактические игры: « Кого встретил колобок?» «Угадай, на чём играю?» «Какой инструмент лишний?» «Группы инструментов» «Весёлые звоночки» - детские музыкальные инструменты; - подборка стихов, загадок о музыке, инструментах; - оформление стенда «Озорные нотки»; - фото и видео материалы для показа, фотовыставки; - технические средства обучения: аудио и видеоаппаратура, диски, кассеты для прослушивания; - в каждой группе оформлен музыкальный уголок, в котором находятся музыкальные инструменты для самостоятельной деятельности детей - погремушки, деревянные ложки, металлофоны, и инструменты нетрадиционного вида; - банк данных (разработка занятий, беседы для детей, консультации для родителей) В приёмных групп оформляются информационные папки-передвижки для родителей по темам музыкального воспитания, развития творческих способностей детей данного возраста. Для проведения мероприятий развлечений и праздников музыкальный зал оформляется тематике мероприятия. Чтобы у детей остался в памяти праздник или развлечение, после его проведения дети свои впечатления выражают в рисунках, из которых оформляются выставки. 5. ЛИТЕРАТУРА 24 января 2017 в 19:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.