МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционное рисование) «Веселая кисточка» (3- 7 лет) часть1

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД №3» ЛЕВОКУМСКОГО МУНЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Дополнительная модифицированная программа

по художественно-эстетическому развитию

(нетрадиционное рисование)

«Веселая кисточка»

(3- 7 лет)

                                       разработана:

                                         воспитателем 

                                          Лабис С.А.

с.Левокумское

2016год

Это правда!

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

 И в трамвае на окне….

Э. Успенский

1. Пояснительная записка

 Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Веселая кисточка» для детей 3-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

 Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Главное  на НОД  кружка «Затейники» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно… 

 НОД кружка проводятся под девизом: Я чувствую Я представляю Я воображаю Я творю.  

Актуальность программы «Затейники» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному.

Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение. Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса. Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

 Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Затейники».

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.

 Задачи:

 · Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

· Развивать мелкую моторику рук;

· Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

· Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

 · Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности; · Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что наш детский сад работает по «От рождения до школы» под редакцией  Е.Н.Вераксы, М.А. Васильевой.

 Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на четыре года. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.

Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня.

Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут; средняя группа - 15-20 минут; старшая группа - 20 - 25 минут; подготовительная к школе группа – 25-30 минут.

НОД кружка начинаются с  сентября и заканчиваются в мае. Форма организации детей на занятии: групповая. Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Ожидаемый результат:

 · самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

· самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

· выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

· давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

· проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

 В программе «Затейники» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.

Курс нетрадиционного рисования состоит из техники:

Монотипия;

Отпечатывание;

Смешивание красок;

Набрызга;

Граттажа;

Пальчиковая живопись;

Кляксография;

Объемная аппликация, коллаж;

Бумажная пластика;

Рисование макаронами и т.д.

 

Возраст 3-4 лет.

Цель: Воспитание эстетической культуры и развитие детского художественного творчества.

Задачи:

Развивать изобразительное творчество, воображение

Формировать у детей сенсорные способности в разных видах художественной деятельности

Научить техническим приемам и способам изображения в разных видах изобразительной деятельности.

Тема

Техника

Цель

Средства выразительности

Материалы

Цветовосприятие

Сентябрь

1

Цвет в изобразительном искусстве. Три основных цвета.

Помочь освоить цветовую гамму

Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности

Тон, цвет

Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования

2

Осенние листья

Работа по трафарету, печать листочком

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования по трафарету. Показать приемы получения отпечатков листочков разными способами.

Фактура, цвет

Гуашь, широкие кисти, цветная бумага, клеенка для черновой работы, разнообразные по форме листья, трафареты

3

Дары осени (фрукты)

Печать по трафарету

4

Листопад в лесу

Пальчиковая живопись

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек. Учить рисовать падающие листики, передавая их характер, используя точку как средство выразительности. Воспитывать аккуратность.

Жанры изобразительного искусства

Натюрморт

Октябрь

1

Выросли грибочки на пенечке

Ладошки

Познакомить с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля, пенопласта, ладошками. Показать прием получения отпечатка. Учить  рисовать фрукты, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, печатки, пробка, пенопласт

2

Куст с ягодами

Пальчиковая живопись

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания картофелем (выполнение ягод разной величины и цвета) кругов разной величины. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

3

Неваляшка

Печать кругов разной величины картофелем

4

Ветка рябины

Рисование пальчиками

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

Пятно, точка, короткая линия, цвет

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки

Пейзаж

Ноябрь

1

Мухомор

Пальчиковая живопись

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Пятно, точка, короткая линия, цвет

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки

2

Волшебные пятна (облака)

Оттиск печатками из картофеля

Познакомить с техникой нетрадиционного рисования – печать картофелем

Пятно, цвет, фактура

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, печатки из картофеля

3

Солнышко прячется за тучки

Оттиск пробкой

Закрепить умение делать оттиск пробкой, нанося рисунок по всей поверхности листа. Украшать в технике печатанья. Поощрять  также использование рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность.

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, печатки из пробки, картофеля

4

Кисть рябинки, гроздь калинки …

Рисование пальчиками

Создание красивых осенних композиций  с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник

Декабрь

1

Живые облака

Обрывание

Изображение облаков, по форме похожих на знакомые предметы или явления. Освоение обрывной техники аппликации

Фактура, объем

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы

2

Птичка на ветке

По трафарету

Пятно, цвет, фактура

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, трафареты

3

Новогодние шары

Рисование пальчиками

Пятно, цвет, фактура

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки

4

Новогодние флажки

Печать пенопластом, пальчиковая живопись

Пятно, цвет, фактура

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, печатки из пенопласта

Январь

1

Снеговик

Печать пенопластом

Учить в технике печатания пенопластом. Развивать силу нажима. Воспитывать аккуратность.

Пятно, цвет, фактура

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, печатки из пенопласта

2

Елочка в снегу

Тычок жесткой кистью

Совершенствовать  умения в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

Фактура, цвет

Жесткая кисть, гуашь, бумага, трафарет елочки

7

Сосульки

Обрывная аппликация

Создание изображений в форме вытянутого треугольника. Сочетание изобразительных техник: обрывная аппликация, рисование красками и карандашами. Воспитание интереса к рисованию.

Фактура, объем

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или картон

3

 

 

 

Февраль

1

Снежинка

Рисование ладошками

Учить детей не только видеть краску, но и чувствовать ее, отпечатывать ладошку в разных комбинациях.

 Закрепить умения украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность.

Фактура, цвет, объем

Салфетки, клей, налитый в блюдце, плотная бумага или картон, печатки из пробки, трафареты, жесткая кисть, гуашь

2

Кораблик для папы

Трафарет + пальчиковая живопись, оттиск пробкой

3

Дед Мороз рисует на стекле

Фон – раскрашивание

 Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Пятно, цвет

Акварель, бумага, кисти, смоченные губки

.

4

Подснежники

Создание фона –размывка листа,

Учить наносить акварельные краски по мокрому листу. Воспитывать аккуратность.

Пятно, цвет

Акварель, бумага, кисти, смоченные губки

Март

1

Подснежники

Печать по трафарету

Формировать умение составлять и отпечатывать разные композиции

Развивать мелкую моторику

Учить детей печатать рукой, смешивать цвета, работать в коллективе.

Фактура, цвет

Плотная бумага или картон, трафареты, гуашь

2

Букет для мамы

Трафарет вазы

3

Рисование ладошками

Пятно, цвет

Широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, салфетки

4

Первые лучи солнышка

Рисование свечой

Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее.

Фактура, цвет

Готовая картинка с нанесенным свечой рисунком, жидко разведенная гуашь, кисти

 

Апрель

1

Необычные цветочки

Рисование свечой

Совершенствовать технику рисования свечой. Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее.

Фактура, цвет

Готовая картинка с нанесенным свечой рисунком, жидко разведенная гуашь, кисти

2

Ветка мимозы

Скатывание шариков из салфетки

Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Развивать чувство композиции.

Фактура, объем

Лист плотной бумаги (тонированный), салфетка целая и половинка (желтого цвета, кисти, акварель

Портрет

Упражнять в данных техниках рисования. Закрепить прием примакивания. Развивать чувство композиции.

Фактура, цвет, пятно

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта

3

4

Веселый горошек (платье, сарафан для мамы)

Тычок жесткой кистью

Анималистика

Май

1

Веселый осьминожка

Ладошками

Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Пятно, цвет

Блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, салфетки

2

Цыплята и одуванчики

Рисование пальчиками, печатками из ластика, тряпочками

Создание монохромной композиции на цветном фоне. Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе и отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной деятельности

Пятно, точка, короткая линия, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, печатки из ластика, тряпочки

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

3

Божья коровка

Печать по трафарету, пальчиковая живопись

Пятно, точка, цвет

Мисочки с гуашью, салфетки, небольшие листы

4

Лучистое солнышко

Рисование свечой

Фактура, цвет

Готовая картинка с нанесенным свечой рисунком, жидко разведенная гуашь, кисти

Июнь

1

Рисуем пальчиками  - домик, цветочек

Пальчиковая живопись

Развивать мелкую моторику

Познакомить с новыми приемами в изобразительной деятельности. Закрепить умения работать в знакомых изобразительных техниках.

Пятно, точка, цвет

Мисочки с гуашью, салфетки, небольшие листы

2

Паучок

Обрывание

Фактура, объем

Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон

3

Гриб – боровик

Рисование ступнями ног

Пятно, цвет

Бумага, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, простой карандаш, акварель

4

Одуванчик

Рисование мятой бумагой

Фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага

 

 

 

24 марта 2017 в 20:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.