МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционное рисование) «Веселая кисточка» (3-7 лет) часть 5

 Возраст: 6-7 лет

Количество занятий: 72

Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста

Задачи:

Формировать художественное творчество

Формировать и развивать восприятие красоты

Научить овладению разной техникой нетрадиционного рисования

Развивать индивидуальный творческий потенциал

Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности.

Воспитывать аккуратность при выполнении работы

Тема

Техника

Цель

Средства выразительности

Материалы

Цветовосприятие

Сентябрь

1

Азбука живописной грамоты

Помочь освоить цветовую гамму

Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности

Научить смешивать краски на палитре, получать желаемые оттенки. Совершенствовать технику живописи по- мокрому .

Цвет

Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования

2

Контрастные и дополнительные цвета

Работа на палитре

3

В гостях у солнышка

Живопись по мокрому

Цвет, пятно

4

У царя Нептуна в подводном царстве

Живопись по мокрому

5

Летняя березка

Акварель + шерстяные нитки

Учить передавать образ дерева – березки в разное время года, используя различную технику рисования.

Цвет, фактура, объем, тон

Акварель, бумага для рисования, карандашная стружка, шерстяные нитки, цв. бумага, пенопласт, клей, кисти.

6

Осенняя березка

Акварель + карандашная стружка

7

Зимняя березка

Шерстяные нитки + цв. бум.

8

Весенняя березка

Акварель + пенопласт

Жанры изобразительного искусства

Натюрморт

Октябрь

1

Аленький цветочек

Живопись по мокрому

Учить создавать

Цвет, пятно, точка

Акварель, бумага, кисти

2

Ветка рябины с натуры

Тычкование мятой бумагой

Совершенствовать умения в данной технике.

Учить анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков). Закрепить приемы печатания. Развивать  чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой.

Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги (около 40 шт.), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях.

3

Букет (астры, георгины)

Печатание картофелем

Рисование пастелью

Букет осенних цветов, лист бумаги, печатки, пастель, гуашь, поролоновые тампоны.

4

Корзина с фруктами

Печатка пенопластом

Цвет, фактура

5

Корзина с фруктами

Свеча, процарапывание

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью, процарапывать рисунок. Развивать чувство композиции.

Цвет, фактура

Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, палочка для процарапывания, гуашь, кисти, репродукции натюрмортов, эскизы.

6

Цветы в вазе

Кляксография с ниточкой

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксография с ниточкой. Развивать воображение.

Цвет, пятно

Бумага, тушь разных цветов, ниточка,

7

Аквариум

Нитки + крашеный рис + ладошки

Совершенствовать умения работать в данных изобразительных техниках, уметь сочетать их.

Фактура, цвет

Нитки, крашеный рис, гуашь, бумага, кисти.

8

Пейзаж

Ноябрь

1

Осенний лес

Мятая бумага

Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках оттиск мятой бумагой, печать ладошками. Учить  превращать отпечатки из ладошки в кленовый лист. Учить в работе отражать облик деревьев в лесу наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Цвет, пятно, фактура

Скомканная бумага, бумага для рисования, гуашь, кисти.

2

Кленовый лист

Ладошками

Цвет, пятно

3

Осенние мотивы (ковер)

Набрызг с трафаретом

Учить создавать образ осеннего ковра, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Цвет, точка, фактура

Подготовленные ранее фон, гуашь, кисти, иллюстрации, зубная щетка, расческа, трафареты

4

Многосерийное полотно

Фон – живопись по- мокрому

Учить создавать многосерийное полотно, используя сочетание различных изобразительных техник. Воспитывать чувство прекрасного.

Точка, цвет, линия

Бумага для рисования, акварель, кисти, поролоновые тампоны, трафареты цветов, бутонов, скрепки для процарапывания, зубная щетка, расческа, белая гуашь

5

Изготовление трафарета цветов – процарапывание  рисунка

6

Завершение работы – напыление рисунка

7

В гости в Африку - пальма

Ладошки

Пальчиковая живопись

Совершенствовать данные изобразительные техники.

Пятно, точка

Акварель, бумага,

кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка

8

Сбросил лес последнюю листву

Пейзажная монотипия

Пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции

Декабрь

1

Рисунок ветра

Выдувание из трубочки

Закрепить умение направлять струю выдыхаемого воздуха в заданном направлении.

Линия, штрих, точка

Акварель, трубочки, бумага, баночки, кисти

2

Заколдованные деревья

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии

3

Восход солнца

Цветной граттаж

Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках цветной граттаж, набрызг, мятая бумага, обрывание. Развивать чувство композиции.

Линия, штрих, цвет

Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенным концом.

4

Звездное небо

Набрызг

Пятно, цвет, линия, тон, изображение пространства в композиции

Бумага, акварель, кисти, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы, скомканная бумага, бумага для обрывания

5

Зимний пейзаж

Мятая бумага, обрывание

6

Как мы помогли снеговичку

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии

7

Березовая роща

Свеча + акварель

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ березовой рощи. Развивать чувство композиции.

Цвет, линия, тон, штрих

Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей, эскизы.

8

Елочка к новому году

Акв. + восковые мелки, напыление

Учить рисовать елочку восковыми мелками, обращая внимание на расположение веток и иголках на них. Учить с помощью акварели передавать зимний колорит. Развивать цветовосприятие.

Бумага, акварель, кисти, восковые мелки, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы.

Январь

1

Рождественская ночь

Свеча + гуашь

Закрепить умение рисовать свечой и гуашью. Учить создавать выразительный образ рождественской ночи. Развивать чувство композиции.

Точка, штрих, линия

Бумага, акварель, кисти, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы, палочка для процарапывания

2

Напыление, процарапывание

Учить передавать настроение тихой рождественской ночи с помощью напыления, процарапывания.

3

В подводном мире

Живопись по мокрому

Ладошками

Совершенствовать умение использовать данные изобразительные техники. Развивать чувство композиции.

Пятно, цвет, штрих, линия, точка

Гуашь, акварель, кисти, бумага, трубочки, баночки с разведенной краской

4

Рисуем мыльными пузырями

Выдувание из трубочки

5

 В подводном мире

Живопись по- мокрому + ладошки

6

7

Пингвины на льдине

Снег, лед, полярная ночь – живопись по - мокрому, мятая бумага

Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь разных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа.

Пятно, штрих

Бумага, гуашь, кисть, иллюстрации, скомканная бумага

8

Пингвины – ладошки, напыление

Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет.

Пятно, штрих

Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, рисунки детей, зубная щетка, расческа

Портрет

Февраль

1

Рисование человека по схемам

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать человека по схемам (лицо, фигура), пользуясь различными приемами рисования сангиной, обрыванием, мелками,  графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции.

Линия, пятно, штрих

Бумага для рисования, сангина, репродукции портретов, эскизы, мелки, акварель, бумага для обрывания.

2

Мой папа

Обрывание

3

Мой дедушка

Мелки + акварель

4

5

Галстук для папы

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Бумага для рисования, акварель, скомканная бумага,  репродукции портретов, эскизы.

6

Снежная королева

Мятая бумага, живопись по - мокрому, напыление

7

8

Домовенок Кузя

Мятая бумага

Март

1

А вот и я

Свеча + акварель

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью.

Пятно, штрих, линия

Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции портретов, эскизы.

2

Моя мама

Сангина

Закрепить умение рисовать сангиной.

3

Подснежники для моей мамы

Мелки + акварель

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

Цвет, линия

Бумага, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы.

4

Пусть мама моя будет самой красивой

любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии

5

Девочка - Весна

Монотипия, силуэтное рисование

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Закрепить теплые цвета.

Бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка

6

А это вся моя семья

любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Линия, тон, точка, штрих

Все имеющиеся в наличии

7

8

Выставка работ

Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков.

Рисунки детей.

Анималистический жанр

Апрель

1

Ежик из лесу пришел

Смешанная

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками, мятой бумагой. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Учить создавать выразительный образ различных животных.

Все имеющиеся в наличии

2

Пушистый друг (зайчик, котенок, щенок)

Тычок жесткой кистью, скомканная бумага

Фактурность окраски, цвет

Бумага, трафарет животного, жесткая кисть, гуашь

3

Муравьишка трудится

Пальчиковая живопись

Цвет, пятно, точка, короткая линия

Мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки

4

Забавное животное

Кляксография

Совершенствовать  умение рисовать свечой и акварелью работать в технике кляксография. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность.

Пятно

Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка

5

Золотая рыбка

Свеча + акварель

Цвет, линия, пятно, фактура

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти

6

Утята в пруду

Напыление одной краской

Совершенствовать умение делать напыление одной краской и красками разной плотности и разных оттенков.

Точка, фактура

Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, зубная щетка, расческа

7

На лесной опушке

Напыление красками разной плотности и разных оттенков

8

Пестрокрылая бабочка

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии

Сказочно-былинный жанр

Май

1

Космическая картина

Мятая бумага, печать, обрывание

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками, ладошками, пенопластом, мятой бумагой. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта, смятая бумага

2

3

Ларец на высоком дубе

Ладошка, мятая бумага, печать пенопластом

4

Зазеркалье

Экран для копирования

Развивать навыки рисования с помощью специального экрана для копирования

Цвет, линия

Бумага, экран для копирования, фломастеры, акварель, кисти

5

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Живопись по мокрому, выкладывание берега из пшена, печать

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Фактура, цвет, пятно

Бумага, акварель, поролоновые тампоны, кисти, клей, пшено, печатки, гуашь

6

Замок подводного царя Нептуна

(коллективная работа)

Любая

Все имеющиеся в наличии

Материалы:

1. Бумага разного формата и фактуры.

2. Краски, гуашь, акварель.

3. Мелки восковые, уголь, свеча.

4. Кисти № 1,2,3,4,6.

5. Тушь.

6. Подручный материал: сухие листья, цветы, сырые овощи, поролон, нитки, пластилин, ткань, природный материал и др.

7. Клей, цветная бумага, гофрированный картон и бумага, липкая бумага и т.д. 

Литература:

· Богатеев З.А. «Чудесные  поделки из бумаги» изд. «Просвещение»

· Никологорская О. Основы художественного ремесла «Волшебные краски» изд. «АСТ – пресс»

· Комарова Г.С. «Изобразительное искусство детей в детском саду и школе»

· Регицкая Е.Г., Сошина Е.А. «Развитие творческого воображения» изд. «ВЛАДОС»

· Нищева Н.В. «Разноцветные краски» изд. «Детство – пресс».

· Григорьева Г.В. «Игровые приемы в обучении дошкольников Изобразительной деятельности» изд. «Просвещение».

· Косминская, Н.Б.Халезова Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М., изд. «Просвещение».

· Костерин Н.П. Учебное рисование. М., изд. «Просвещение».

· Михейшина М.  Уроки рисования. Минск. Изд. В.М.Скакун.

· Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты. Раб.тетрадь. М., изд. «Мозаика – синтез»

· Минц Н.Д. Рабочая тетрадь по ИЗО № 1,2,3. Москва, изд. «Дом педагогики».

· Марысаев В. Рисование Практика. Раб. тетрадь. Москва. Изд. «Айрис пресс».

· Сахарова О.М. Я учусь рисовать. Санкт-Петербург. Изд. дом «Литера».

· Крупенчук О.И. Готовим руку к письму. Контур, линия, цвет. Санкт-Петербург. Изд. дом «Литера».

· Я учусь рисовать. Животные.

· Я учусь рисовать. Рисуем героев русских сказок.

· Школа рисования. Рисуем человека. Изд. «Оникс»

· Творческая тетрадь к учебнику  «Изобразительное искусство», Москва, изд. «Просвещение».

· Ж. «Эскиз»

· Ж. «Дошкольное воспитание» № 10-97, № 2-02, № 2-04,  « 2-05,  № 2-06, № 10-2000

· Ж. «Ребенок в детском саду» № 3,4 – 02,  № 4 – 03.

· Е.Иванов. Я учусь рисовать  М.: ГАРТ, 1994

· П. Корчмарош. Я научу вас рисовать. М.: Русланд, 1993

24 марта 2017 в 20:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.