МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3» ЛЕВОКУМСКОГО МУНЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА экологической направленности "ПЧЕЛКА"
в старшей группы (5-6 лет)
на 2016-2017 год
Разработана:
воспитателем
Скороходовой Т.Ф.
с.Левокумское
2016год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи программы
3. Список детей .
4. Тематический план работы кружка.
5. Методическая литература.
Пояснительная записка.
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский.
С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой и "Наш дом - природа" Н.А. Рыжовой
Принципы:
· От простого к сложному
· Последовательность
· Познания
· Исследования
· Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Цель :
v - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;
v - формирование представлений о само ценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
v - закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
Задачи:
Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пресказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.
Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
Организация занятий:
проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность – 25 минут.
Приемы и методы работы:
· Словесный;
· Зрительный;
· Демонстрационный;
· Вопросно-ответный;
· Игровой.
Дидактический материал:
· Иллюстрационный;
· Настольные игры;
· Раздаточный;
· Исследовательский
Предполагаемый результат:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Результативность:
Открытый семинар - практикум для родителей.
Список детей
1.Абакумова Настя |
2. Абрамова Диана |
3. Алоян Альберт |
4. Вовкова Диана |
5. Дорошков Сергей |
6. Жеребцова Василиса |
7. Журавлев Матвей |
8. Зуева Даша |
9. Коваленко Ваня |
10. Катенева Даша |
11. Кутьин Даниил |
12. Лизин Дима |
13. Астафьева Катя |
14. Мирзаева Динара |
15. Остапенко Семен |
16. Щетинин Максим |
17. Ушакова Ангелина |
18. Самородов Ярослав |
19. Смышляев Паша |
20. Скороходова Алина |
21. Солощенко Кирилл |
22.Шейкин Дима |
23. Яковлев Игорь |
24. Алиева Софья |
25. Магомедова Амина |
М
е
С
Я
ц |
Неделя
Тема |
Программное содержание |
Итоговое мероприятие |
О
К
Т
Я
Б
Р
ь |
1.Планета Земля в опасности. |
Дать представление о том, что Земля - это громадный шар, значительная часть земного шара покрыта водой, а кроме этого есть шесть материков, есть два полюса: Северный и Южный. Планета в настоящее время в опасности, так как очень много загрязнений в результате нерациональной деятельности человека. |
Рассказ или беседа с дошкольниками. Показ глобуса и географической карты полушарий. |
2.«Что такое природа?» Понятие о живой и неживой природе. |
Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу.
|
Обитатели живого уголка, материалы из экспериментальной зоны |
3.Простые и ценные камни в природе. |
Развивать у детей интерес к камням, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности; дать представление о том, что камни есть в реках, в земле и морях; дать представление о ценных камнях.
|
Детям представляются морские и речные камни, куски мрамора и гранита и иллюстрации с изображением зданий мостов, памятников и женских украшений. |
4. Сравнение песка, глины . |
Уточнить представление детей о свойствах песка, глины, предлагать сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, которые можно использовать в поделках. Объяснить детям, что такое песочные часы, развивать
чувство времени и творчество в лепке.
|
Опыт: Каждый ребенок в маленькой мисочке имеет песок и глину он делает выводы об особенностях песка и глины доска для лепки. |
Н
О
Я
Б
Р
ь |
1. Сравнение рыб и лягушек |
Формировать обобщенные представления: рыбы – водные обитатели; лягушка -обитатель воды и суши; рыбы и лягушки – быстро плавающие животные; вода плотнее воздуха, в ней передвигаться труднее, строение водных обитателей приспособлено к этому. |
Воспитатель показывает рыбок в аквариуме и картины с изображением лягушки и морских рыб, ведется беседа об образе жизни рыб и лягушек.
Опыт: с предметом (камушек) опускание воду и опускания на пол. |
2.«Вода вокруг нас». |
Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. |
Глобус , картинки с изображением различных водоёмов. |
3. «Узнаем, какая вода» |
Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, без
вкуса, растворитель. |
опыты и эксперименты с
водой.
|
4.«Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе) |
Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. |
Мисочки для воды,
план – схема «Круговорот воды в природе»,
альбомы, краски, кисти |
Д
Е
К
А
Б
Р
ь |
1. «Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха.
|
Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха.
|
Опыт: Воздушные шарики, стаканчики с мыльной водой и соломинки. |
2. Чистый и загрязнённый
воздух. |
Дать детям элементарные представления об источниках
загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах
экологической безопасности.
|
Пылесос, картинки с изображение
автомобилей, заводов с трубами.
Сказочный герой Карлсон. |
3.«Прозрачный невидимка» |
Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.
|
Полиэтиленовые пакеты , трубочки для коктейля, мыльные пузыри, воздушные шарики.
Опыт: с воздухом. |
4. Роль воздуха в жизни растений, животных, человека.
|
Познакомить детей с ролью воздуха в жизни растительного и животного мира.
|
Беседа в живом уголке комнаты природы |
Я
Н
В
А
Р
ь |
2. Беседа о лесе. |
Сформировать понятие о лесе, что он является общим домом для растений и животных, которые находят в нем пищу, места для гнезд, нор. Леса бывают разные: смешанные, лиственные, хвойные. Познакомить с работами художников: И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, В.М. Васнецова, поэтов - И.З. Сурикова, И.А. Бунина, С.А. Есенина, А.С. Пушкина и др.
|
Воспитывать у детей интерес к жизни леса, объяснять им красоту лесного пейзажа на картинах великих художников. |
3. Цепочки в лесу. |
Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; уточнить, что лес - это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
|
По рассказу «Цепочки в лесу» из книги «Экология в картинках» ребята делают выводы, что лес это сообщество растений и животных и все живые существа не могут жить друг без друга. |
4.Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения. |
Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одни нужно чаще поливать, а еще и опрыскивать, а другие не требуют частой поливки; объяснить развитие приспособленности у растений разных географических местообитаний.
|
Дети знакомятся с растениями влаголюбивой и засухоустойчивой групп, глобус и картины с
изображением этих растений. |
Ф
Е
В
Р
А
Л
ь |
1.Разнообразие видов растений. |
Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения - это деревья, кусты, травы.
Учить детей распознавать растения по внешнему виду и другим признакам. |
Демонстрационный материал из серии
«Знакомство с окружающим миром», дидактическая игра «Лото» |
2. Части растений. |
Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений.
|
Растения теневыносливые и светолюбивые.
Баночки с водой для посадки черенков растений в разных световых условиях.
Черенки растений
(бальзамина). |
3. Комнатные растения. |
Обобщить представления детей о комнатных растениях, об уходе за ними, закрепить знания об основных потребностях комнатных растений. |
Иллюстрации комнатных растений, растения, лейка с водой, тряпочки.
|
4.Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения. |
Познакомить детей с разновидностями растений.
Учить различать их в природе. |
Иллюстрации лекарственных и ядовитых растений,
Гербарий этих растений. |
М
а
Р
т |
1.Охрана растений.
Красная книга природы. |
Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зелёного наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности. |
Рисунки охраняемых растений, Красная книга, плакаты по охране природы, репродукции художников - пейзажистов И.И. Шишкина, Ф.А.Васильева. |
2. Животные разных континентов. Красная книга Природы. |
Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе.
Помочь детям осознать, что исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей природе, в том числе и человека. |
Познакомить детей с Красной книгой.
Презентация: «Животные из красной книге» |
3. Лес - как пример сообщества. |
Дать детям первоначальные сведения о лесе. Учить различать по внешнему виду и по другим признакам 5-7 деревьев. Более подробно познакомить детей с обитателями леса нашей местности. |
Иллюстрации, вопросы к детям, чтение стихотворения» В лесу» И. Белоусова. |
4. Лес и человек.
Охрана леса. |
Привить детям навыки экологически грамотного поведения во время пребывания в лесу, научить любоваться им, понимать необходимость бережного отношения к лесу, и последствий экологически неграмотного поведения. |
Заповеди правильного поведения людей в лесу. |
А
п
Р
Е
Л
ь |
1. Земля - живая планета.. |
Уточнить представления детей о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли, обладающей разнообразными условиями, но везде существуют живые организмы и показать, что ни на одной планете Солнечной системы не существует таких особенностей. |
Использовать карту Солнечной системы и в доступной форме рассказать с помощью ребят об условиях жизни на Земле. |
2. Солнце, Земля и другие планеты. |
Дать первоначальные сведения о строении Солнечной системы, перечислить особенности Солнца и других планет, об их вращении вокруг Солнца, уделить внимание планете Земля и ее спутника -планете Луна. растений разных географических
местообитаний. |
Проводиться в музыкальном зале и показать наглядно Солнце и планеты. |
3. Солнечная система.
Солнце – источник света и тепла. |
Познакомить детей с «небесным светилом» -солнцем.
Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе. |
Карта солнечной системы, глобус и лампа. |
4. «Космос. Вселенная. Звёзды». |
Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов, подчеркнуть уникальность планеты Земля. |
Иллюстрации с изображением Вселенной, звёзд, фото космонавтов, музыка космического небо. |
М
а
й |
1. Роль света в жизни растений , животных, человека.
Сезонные изменения в природе. |
Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира.
Учить понимать причины сезонных изменений в природе
|
Горшочки для посадки растений
( для дальнейшего наблюдения за ними во время роста в светлом и тёмном местах.) |
|
2.Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека. |
Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы.
Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека. |
Песок, глина, перегной, семена, дождевые черви или жужелица, музыкальные заставки. |
|
3. Почва – верхний слой земли – «Живая земля» |
Познакомить детей с понятием «Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой |
Образцы разных видов почвы: торф, песок, глина, земля, перегной.
Рассказ «Почва-
«живая земля» |
4. Праздник Земли |
Дать детям представления о том, что Земля является общим домом для всех людей, этот дом надо беречь. |
Дидактические игры: «Береги природу»
«Выбери нужное»
«Цепочка»
Подвижная игра: «Ходят капельки по кругу» |
|
|
|
|
|
Литература:
· Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Москва. Мозаика — Синтез 2011г
· Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов.- М.: Просвещение,1978.-223 с.
· Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5-6 лет.- М.: Вентана – Граф,2007.-144с.
· Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства.- Ростов – на – Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2001.-288 с.
· Дошкольная педагогика.- М.: «Академия», 2008.-416 с.
· Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, учителей, воспитателей.- М.: АрКТИ,2001.-128 с.
· Как познакомить дошкольников с природой / Под. Ред. П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1988,- 223 с.
· Козлова С.А. Дошкольная педагогика.- М.: «Академия», 2008,-416 с.
· Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.- М.:Просвещение, 1984.- 160 с.
· Методические рекомендации к «программе воспитания и обучения в детском саду»/ Под. ред. РуссковойЛ. В..- М.:Просвещение,1986.-256 с.
· Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего экологического образования/ Под. ред. Г.А. Ягодина.- М., 1993.
· Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников./ Под. ред. Л.М. Моневцовой, П.Г. Саморуковой.- Спб., 1998.
· Николаева С.Н.Методика экологического воспитания в детском саду. М.:Просвещение, 2001.-2008
· Николаева С.Н. Наблюдая – познаем.// Дошкольное воспитание.- 1991.-№ 1, с. 3-5.
· Николаева Т. Знаем ли мы природу?// Дошкольное воспитание.- 1991, №6.-с. 28-37.
· Николаева С. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М., 2002.