МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»
|
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма у дошкольниковЦель: · Создание условий для формирования у дошкольников навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья детей; · Дошкольник знающий и соблюдающий ПДД; · Привлечение родителей к процессу обучения ПДД Основные задачи: · Расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах; · Изучение ПДД для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге; · Воспитание отрицательного отношения к нарушениям норм поведения и ПДД; · Поддержка у родителей обучающихся устойчивого интереса к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения. Ожидаемые результаты: · Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения; · Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения; · Сокращение количества ДТП. Сохранение жизни и здоровья детей- одна из основных целей и смысл существования человеческого общества. Травматизм на дорогах - это проблема беспокоит людей во всех странах мира. Одной из проблем дорожно-транспортного травматизма является попадание детей в ДТП. При этом под детским дорожно-транспортным травматизмом понимается совокупность всех дорожно-транспортных происшествий за определенный промежуток времени, в которых получили телесные повреждения различной степени тяжести лица в возрасте до 16 лет. Практика показывает, что одной из причин нестабильности ситуации с ДТП является низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, и недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей. Основными причинами ДТП чаще всего становятся: переход проезжей части дороги вне установленном месте, переход перед близко идущим транспортом, переход на запрещающий сигнал светофора, выход на дорогу из за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее. Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых, практических навыков поведения на дорогах, и, как следствие, - неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке. Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети. Эта деятельность включает в себя комплекс профилактических мероприятий, проводимых совместно с сотрудниками Госавтоинспекции, местных органов управления образования, воспитателями и педагогами дошкольных. Общеобразовательных учреждений. Проблему травматизма детей на дороге возможно решить только при сотрудничестве вышеуказанных структур и активном участии родителей. Таким образом целью нашей работы является рассмотреть методику проведения мероприятий по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма. Формы и методы дифференцированной профилактической работы по профилактике ДДТТ. Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитатели одновременно и воспитывает их, применяя метод внушения, убеждения, примера. В дошкольном возрасте дети особенно поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослыми. Воспитание детей проводится постоянно в процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи с использованием слов, выражений, имеющих отношение к дорожной тематике. Воспитание организуется на основе педагогических принципов, закономерностей, форм и методов, отражаемых в общей программе работы с детьми. Для каждой возрастной группы определяются цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель. При этом необходимо учитывать следующую закономерность воспитания и обучения: чем больше у ребенка сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улицах и дорогах, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении. Воспитание дошкольников осуществляется: во-первых, через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, пешеходные переходы и т.д.; во-вторых, в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике. В дошкольном учреждении у детей сформированы соответствующие их возрасту, необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Одним из показателей эффективности работы педагогов-воспитателей является отсутствие ДТП с участием дошкольников, воспитывающихся в нашем детском саду. Каждое новое знание по основам дорожной безопасности опирается на уже усвоенное детьми, что достигается использованием дидактических принципов преемственности, доступности, наглядности, развивающего обучения, единства воспитания и обучения. Воспитатели не заставляют детей зазубривать сложные технические понятия и механически запоминать непонятную дошкольникам информацию по безопасности дорожного движения. В своей работе педагоги определяют периодичность проведения дидактических занятий по дорожной тематике. Такие занятия проводятся 3-4 раза в неделю. Используются разные формы их проведения, в процессе которых воспитатель неоднократно возвращается к вопросам по дорожной тематике, повторяет их и закрепляет понимание детьми того, то нужно понять и запомнить применительно к основам безопасности дорожного движения. В зависимости от возрастных особенностей детей воспитатель самостоятельно определяет формы и методы проведения дидактических занятий по следующей тематике. • Дорога в дошкольное учреждение. Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению. • Предвидение опасности на улицах. • Виды транспортных средств. • Правила поведения на тротуаре, во дворе. • Нахождение на улице с взрослыми. Правила перехода проезжей части дороги. Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров. Пешеходный переход (наземный «зебра»). • Дорожные знаки для пешеходов. Развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей. Методически все занятия организует только воспитатель, знающий индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. Воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной тематике можно проводить в младшей, средней, старшей и подготовительной группах. Младшая группа (3-4 года) Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах проходит систематически, но ненавязчиво. Для этого используются целевые прогулки, изучение различных ситуаций на улице и во дворе. Детей знакомят с понятиями: улица, дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов. На прогулках воспитатель детям показывает тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать автомобили. Узнают, кто: водитель, пешеход, пассажир. Для закрепления новых понятий, слов, представлений, полученных на прогулках, на занятиях в детском саду рассматриваются с детьми иллюстрации в книгах, на плакатах, объясняется опасность красного сигнала светофора и значение желтого и зеленого сигналов. В целях наглядности используются игрушечные автомобили, легковые и грузовые, автобус, поезд и т.д. На занятиях в детском саду дети изучают новые слова по дорожной тематике: руль, колесо автомобиля, называют виды транспорта, определяют действия. Например: водитель сидит за рулем автомобиля или мотоцикла и т.д. Показывают действия, выражаемые глаголами: остановился, поехал, тормозит, и т.д. Рассматриваются отдельные детали транспортных средств: руль бывает у велосипеда, мотоцикла и мопеда; рулевое колесо - у автомобиля, автобуса и троллейбуса; фары впереди - белого цвета, фонари сзади - красного или оранжевого цветов; колеса бывают передние и задние; в салоне легкового автомобиля, автобуса, троллейбуса, трамвая и в кабине грузового автомобиля находятся пассажиры. Детям прививается привычка - находясь на улице, держать взрослого за руку. Средняя группа (4-5 лет) В средней группе дети обучаются умению ориентироваться на местности, на территории и вокруг детского сада, находясь с воспитателями. Воспитатель развивает их наблюдательность и любознательность, расширяет знания о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. На прогулках детям показываются места, где можно ходить пешеходам, пешеходные переходы, наземный переход - «зебра», по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. Дети обучаются умению определять расстояния до предметов: близко, далеко, очень близко, очень далеко. Учатся изменению направления движения пешеходов и транспортных средств: идет медленно, быстро, поворачивает налево, направо, бежит, останавливается и т.д. Дети учатся составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как они ехали в легковом автомобиле, автобусе; определяют предметы, которые закрывают видимость проезжей части дороги: деревья, кусты, стоящий транспорт и др. Воспитатель обращает внимание на выезды из дворов, места остановок маршрутного транспорта, закрепляется понимание, что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипедах, роликах, самокатах. Старшая группа (5-6 лет) Педагоги закрепляют умение детей свободно ориентироваться на территории и вокруг детского сада в присутствии воспитателей и взрослых. Продолжается ознакомление детей с понятиями: проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожный знак, светофор - транспортный и пешеходный, правила перехода проезжей части, держа за руку взрослого. Во время целевых прогулок обращается внимание детей на то, что за крупногабаритным транспортом (автобусы, грузовые автомобили) может скрываться маленький (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды). Объясняется, что водители не видят за большим транспортом пешеходов, а пешеходы не видят маленький транспорт, который может ехать очень быстро и наехать на пешеходов, если они не соблюдают правила перехода проезжей части дороги. Дети наблюдают за правильными и неправильными действиями пешеходов во время прогулок, по дороге в детский сад, а затем рассказывают, что неправильно делают некоторые пешеходы и почему такие действия опасны. Подготовительная группа (6-7 лет) Педагоги продолжают занятия по развитию познавательных процессов: концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации; дети обучаются самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира. Им разъясняется, что они будущие школьники, которым придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. Дети изучают на макетах безопасные маршруты движения в детский сад, рассказывают взрослым, как правильно и безопасно можно идти по улицам микрорайона. Воспитатели часто проводят конкурсы детских рисунков. Поэтому важно, чтобы дети не делали ошибок в рисовании дорожных знаков, переходов и т.д. Воспитатель подсказывают, поправляют детей, показывают образец. Дошкольники очень любят лепить из пластилина и делать игрушки: светофор, дорожный знак, автомобиль, регулировщик и т.д. С самодельными игрушками дети играют обычно с большим интересом и особенно бережно относятся к ним. Дети самостоятельно делают различные дорожные знаки, изображение пешеходного перехода «зебра». Очень любят дошкольники делать и картонные модели автомобилей. Для этого воспитатель рисует контур машины на картоне, а ребенок вырезает одну деталь, затем ее обводит и вырезает другую деталь. Затем они склеиваются. Затем рисует красками изображение автомобиля. Во время игры дети надевают картонное изображение автомобиля на тесемках на шею и изображают водителя. Игрушки, которые дети сами сделали, используются на дидактических занятиях по дорожной тематике. Так же наши дошкольники любят рисовать отдельные предметы и сюжеты по тематике дорожной безопасности. Воспитатель в процессе рисования выясняет, что дети рису ют. Как они понимают значение отдельных предметов и явлений, которые видели на улице. Педагоги предложить детям нарисовать рисунки о том, что может мешать на улице обзору дороги. Игра — это одна из наиболее привлекательных для детей, наиболее ярких эмоционально окрашенных форм детской деятельности по усвоению правил дорожной безопасности. Если игра идет по инициативе детей, то она является формой их самовыражения. Если игра проходит по инициативе педагога, то в ней происходит усвоение новых, специально подобранных, педагогически целесообразных умений и навыков - действий, которые обеспечивают безопасное поведение ребенка на улице. В процессе игры воспитатель обогащает опыт детей разнообразными сен сорными впечатлениями, что способствует развитию интереса к дорожной среде, средствам передвижения, правилам поведения. При этом обязательно обращается внимание на опасные и безопасные места на улицах и дорогах. Настольные игры. В настольных играх используются модели дорожных знаков, светофоров, фигурки пешеходов и др., с помощью которых дети выполняют определенные действия или передвигают фишки по игровому полю согласно ПДД. Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители. Ребенок усвоит правила дорожного движения, если работу вести систематически, ненавязчиво, в игровой доступной ребенку форме, используя ситуации на улице, во дворе, на дороге. Уберечь ребенка от беды на дорогах – долг нас, взрослых! 22 мая 2017 в 15:15
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.