МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «История сохранения информации»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ №3»ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

 

 

 

 

 

 

 Конспект

 интегрированной непосредственно образовательной деятельности

с детьми  старшего дошкольного возраста

по  познавательному развитию «История сохранения информации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

составлен

воспитателем

Москаленко Е.В.

с. Левокумское

2018

 

 

Цель: познакомить детей с историй  сохранения информации   через  экспериментальную деятельность и ИКТ.

Интеграция образовательных областей:  художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие»

- Стимулировать интерес к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.

-  закрепить знания о различных свойствах веществ (сыпучий, жидкий, прозрачный, пластичный);

Задачи ОО в интеграции: 

«Речевое  развитие»

- Побуждать к высказыванию полными предложениями,

- Обогащать словарь детей новыми словами  пергамент, береста, иероглифы, летописцы, жрецы.

-  Развивать у детей инициативную речь, умение поддержать диалог с взрослыми и детьми

 «Художественно- эстетическое развитие»

- Развивать творческие навыки в процессе  рисования  на глиняных пластинах, в написании  иероглифов на шелке, печатью  пенопласта на ватмане.

«Физическое развитие»

- Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников (гимнастика для глаз, физминутка).

«Социально-коммуникативное»

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Материал и оборудование:  ноутбук, проектор, доска, видеоролики

Для опытов: - песок, вода, глина, деревянные палочки, буквы из пенопласта, планшет обтянутый шелком.

Форма проведения: фронтальная

Ход образовательной деятельности

Мы рассматриваем атлас.

Вос. Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо рассматривать различные атласы и читать книги?

Дети. Чтобы получать знания, узнавать что-то новое.

Восп. Правильно  рассматривая и читая книги, мы с вами получаем необходимую нам информацию. А вы хотите узнать, какими способами хранили ее раньше?

Давайте совершим путешествие во времени и узнаем, об этом и сравним это с тем, как  хранят информацию теперь. Мы с вами знаем, что первый источник информации это книга, нов- первые она появились в Египте.

 А  попасть нам туда поможет гимнастика для глаз.

-Мы с вами попали в Египет – этой страной правили Фараоны, помогали им жрецы. Жрецы были умными, образованными, и они  задумались, как же им сохранить свои знания и передать потомкам  и придумали письменность. А вот на чем они стали писать, мы сейчас с вами и узнаем.

Воспитатель предлагает пройти детям за столы.

Восп: У вас на столах лежит природный материал, который жрецы  использовали при написании книг.

Что перед вами лежит?

Ответы детей (песок, вода)

Вос: Сначала египтяне больше рисовали, чем писали. Давайте с вами попробуем  нарисовать  на песке, возьмите палочку нарисуйте что-нибудь на песке. Ваши изображение видно? Представьте, что вы хотели бы свой рисунок  кому-нибудь дать  посмотреть. Потрясите тарелочкой, что стало с вашим изображением? Почему изображение исчезло?

Ответы детей: Потому что песок сыпучий.

Вос: Значит песок не подошел для хранения информации.

Возьмите палочку и попробуйте нарисовать в воде. Что получилось?

Ответы детей: вода жидкая,прозрачная, ничего не видно, нет формы.

Восп: Поняв, что на песке и воде писать невозможно жрецы решили использовать глиняные пластины. Возьмите  наши дощечки. Палочкой  начертите что-нибудь. Получилось?Теперь проверим, можно ли эту информацию сохранить. Возьмите картон потрясите. Что стало с информацией?

Ответы детей:  она осталась.

Восп: Значит какой вывод - глина подходит, чтобы записывать что-то.  Посмотрите, как они это делали..

Жрецы использовали для записи такие же дощечки и деревянные палочки, которые назывались клинки. Палочкой надавливали, как вы сейчас и получались изображения. А после их обжигали, складывали друг на друга и получались книжные страницы из глины.

Следующая страна, куда мы отправимся, какая…? (Древний Китай).

Прекрасная страна, Китай
И чудный в ней народ,
Свой путь он избирает сам
О нём он и поёт

Китайская физминутка

Восп. Вот мы с вами и в Китае (Храм, строения, дворец Императора, поля чая, риса).Предлагает детям сесть на коврик (перед каждым ребенком бумага, фломастеры , шелковые салфетки).Здесь мы с вами узнаем,как Китайцы смогли сохранить свои знания и передать их потомкам. Самые древние китайские тексты были написаны на панцире черепах, но представьте, на сколько это было не удобно, а так как  в течение тысячи лет Китай оставался единственной страной, где производился шелк и его там было очень много, то они  решили  писатьна кусочках шелка, затем сшиватьего и  получались шелковые книги.Я предлагаю вам тоже стать создателями шелковых книг и попробовать написать на кусочке шёлка.В Китае для написания использовались специальные символы, которые называются иероглифы. Предлагает детям повторить это слово.

Вот посмотрите какими иероглифами они писали.  Каждый иероглиф что-нибудь обозначает. Например  (гора, рис, вода, человек).

Затем предлагает детям написать любой понравившийся иероглиф на листе(во время рисования воспитатель спрашивает у детей, какой иероглиф они пишут).

Спрашивает 1-2 детей какое слово обозначает написанный ими иероглиф.

Восп. Ребята вновь музыка нас зовет в путь, но куда же..

Но чтобы до Руси нам дойти, надо круг нам пройти.

 Мы с вами переместились в древнюю Русь.

-Ой, ребята, что это? (береста)

 -А что такое береста?

Вос: Береста, это кора березы, самый дешевый и доступный материал на Руси. Это был один из первых и удобных способов сделать и сохранить записи.  Использованную кору березы просто выбрасывали и писали на новом куске. Благодаря особенностям березовый коры, книги из нее лучше сохраняются. Писали на ней с помощью специальной острой палочки. В старину книги переписывали рукой на особом материале пергаменте или бересте. Переписанные от руки книги, в большинстве случаев искажали информацию.  Доверие людей к переписчикам быстро иссякло, потому что никто не хотел читать дорогостоящие, не правдивые рукописи. А потом появилась бумага, на ней стали  летописцы печатать свои тексты.  А как же  они это делали?

Буквы выцарапывали из дерева, на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги.Вот такая была первая печать.

Вос: Предлагает детям стать книгопечатниками и сделать печатную книгу.

Хотите?

 Возьмите по одной дощечки и кисточкой нанесите  краску на буквы, затем мы отпечатаем наши буквы на лист. Вот так создавались книги на Руси.

Сегодня мы с вами путешествовали по Древним странам и узнали как люди смогли сохранить свои знания. Мы с вами живем в современном мире, если книги писали на бересте, шелке, глиняных дощечках, то какие  есть сейчас и как  же и на чем  сохраняется информация?

Ответы детей.

Ваши родители получают нужную им информацию через интернет.

видео письмо.

Воспитатель предлагает  посмотреть видео письмо.

-Здравствуйте ребята.

 Меня зовут Елена Геннадьевна, я фотограф,

в данный момент времени я нахожусь на работе, а вы сейчас где?

Ответы детей – в детском саду.

Елена Геннадьевна:

расскажите, что сегодня было интересного в детском саду?

Воспитатель: Дети вспомните, что было интересного сегодня.

Ответы детей: были в Египте, Китае, в древней Руси(рисовали палочкой, на шелке, на глине)

Елена Геннадьевна:Молодцы ребята, интересно было, всего вам хорошего, слушайте воспитателей, до скорой встречи!

Дети: до свидания!

Воспитатель:  вам понравилось? А хотите узнать еще  больше том, как можно еще хранить информацию? Тогда мы с вами продолжим наше исследование на следующих занятиях.

4 марта 2018 в 18:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.