МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»

Проект по теме «Нераскрытый потенциал сотрудников как причина сопротивлений. Причины нераскрытого потенциала»

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического направления развития детей №3» Левокумского муниципального района

Ставропольского края 

Проект по теме

«Нераскрытый потенциал сотрудников как причина сопротивлений. Причины нераскрытого потенциала» 

выполнила:

Кулакова Лариса

Ивановна

старший воспитатель,

МКДОУ «Детский сад №3» 

с. Левокумское,

2018г.

План

1. Теоретический обзор.

2. Имеющиеся практики решения данной проблемы.

3. Состояние проблемы в конкретном образовательном учреждении.

4. Предложения по развитию (совершенствованию) деятельности образовательного учреждении в указанном направлении.

5. Апробация плана действий, описание результата.

6. Выводы.

7. Литература.

8. Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема проекта: «Нераскрытый потенциал сотрудников как причина сопротивлений. Причины нераскрытого потенциала».

Цель проекта – расширение знаний о нераскрытом потенциале сотрудников и о причинах нераскрытого потенциала. Разработка методов его преодоления и создание комплекса благоприятных условий для развития творческого потенциала воспитателей.

Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи:

· Рассмотреть различные методы преодоления сопротивлений

· Определить творческий потенциал воспитателей ДОУ

· Выявить и помочь в реализации творческих способностей воспитателей ДОУ

· Формировать у воспитателей ДОУ уверенность в себе, способность решать вопросы коллегиально.

Для решения поставленных задач и проверки  были использованы следующие методы:

· изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по педагогике, психологии, связанной с интересующей нас проблемой

· педагогический эксперимент

· психолого-педагогические диагностические методики:

· наблюдение

· анкетирование

· опросные методы

                           

Изучив литературу, связанную с интересующей нас проблемой, мы узнали, что дошкольное образование на современном этапе — это сфера духовного производства, продукт которого не просто присвоение новых знаний, новых целей, новых ценностей и личностных смыслов, но раскрытие и развитие сущностных сил педагога, его потенциала.

В психолого-педагогической литературе исследуют различные виды потенциала личности:

1) творческий (Л.В. Елагина, М.В. Корепанова, П.Ф. Кравчук и др.);

2) педагогический (Т.Ф. Романова, Т.Л. Божинская, И.Ю. Турчинова);

3) интеллектуальный (В.И. Богжашев, Е.А. Косьмина и др.);

4) коммуникативный (Р.А. Максимова, С.И. Самыгина и др.) и др.

Именно творческий потенциал является динамическим, интегративным свойством личности, являющимся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации.

Одной из задач администрации ДОУ является создание благоприятного морально-психологического климата, обстановки творческого взаимодействия и сотрудничества. Только творчески работающий коллектив педагогов способен обеспечить высокий уровень воспитательно-образовательной работы с детьми формирование творческой личности.

А.С. Макаренко особое значение придавал творчески работающему слаженному педагогическому коллективу, подчёркивая, что в таком коллективе даже молодой неопытный педагог может добиться многого, а если педагоги  не объединены в сплочённый творческий коллектив, то даже опытный и творческий педагог не достигнет высоких результатов в работе.

Создание творческой атмосферы в коллективе требует хорошего знания индивидуальных особенностей, возможностей и способностей каждого педагога.

Сегодня образовательные организации непрерывно изменяются и вносят изменения в свою деятельность. При осуществлении организационных изменений неизбежно возникает сопротивление изменениям, что является одной из основных проблем стоящей перед развивающейся организацией.

Описывая такое явление как сопротивление, исследователи часто останавливаются на выделении видов и причин его возникновения, а также на разработке методов его преодоления.

Одной из распространенных классификаций причин сопротивлений является классификация Коттер и Шлезингер. Они выделяют четыре причины сопротивления изменениям :

1) Узко собственнический интерес. Желание не потерять что-то ценное: положение, власть, материальную выгоду, комфорт, привычную обстановку, неформальные связи.

2) Непонимание и недостаток доверия. Обычно это происходит, если недостаточно было приложено усилий и потрачено времени, на налаживание взаимоотношений с теми, кого затронет изменение, и (или) если эти изменения не были адекватно объяснены и убедительно аргументированы.

3) Низкая терпимость изменениям. Для одних даже незначительное нарушение привычных связей означает кризис, для других потребуются чрезмерные затраты энергии на восстановление контроля и приспособление к новой окружающей среде.

4) Различная оценка ситуации. Сопротивление возникает из-за того, что люди искренне не могут понять выгоды, связанные с изменением или видят больше потерь, чем преимуществ, не только для себя, но и для организации в целом.

В педагогическом коллективе также выделяют причины сопротивления:

1) Давление со стороны коллег. Очень легко попасть под влияние коллег, которые оказывают сопротивление изменению, особенно если ни у кого нет полной информации, но зато имеется много слухов. Когда сопротивление изменению становится общим делом, то его очень трудно преодолеть.

2) Усталость от изменений. Изменения стали фактом жизни организаций и поэтому неудивительно, что там, где имел место период быстрых и непрерывных изменений, люди начинают усматривать в этом "изменение ради изменения". Даже те, кто был полностью вовлечен во все аспекты происходивших ранее изменений, теряют энтузиазм. Они уже просто не вкладывают усилий в то, чтобы каждое новое изменение прошло успешно.

3) Предыдущий неудачный опыт проведения изменений. Если люди пострадали от ранее проведенных изменений, которые были плохо спланированы или о которых не было достаточной информации,  или которыми плохо управляли, то, скорее всего, они отнесутся с недоверием к последующим предложениям по изменениям и будут им сопротивляться.

Из наблюдений можно сказать, что некоторые сопротивления  присущи и  педагогам нашего ДОУ:

1) Несоответствие квалификации сотрудников новым требованиям. Работник, не имеющий достаточной квалификации, пытается работать по старому или делает работу медленно и некачественно, что препятствует успешному осуществлению организационных изменений.

2) Страх перед новым и неизвестным. Люди привыкают к определенным шаблонам поведения, стереотипам мышления. Некоторые люди настолько консервативны, что оказываются не в состоянии приспособиться к изменениям.

3) Страх потери рабочего места.

4) Страх потерять привычные социальные контакты. Организационные изменения могут приводить к изменению схем взаимодействия, увольнению ряда сотрудников. Соответственно, это приводит к изменению социальных отношений, потере или изменению круга общения.

Изучив и сделав анализ отечественной и зарубежной литературы по педагогике, психологии, связанной с интересующей нас проблемой, мы приступила к разработке этапов проекта.

 Она проводилась в 3 этапа: подготовительный, практический (работа с педагогическими кадрами), заключительный.

На первом этапе подбирались методики для определения творческого потенциала личности, обрабатывались полученные данные, планировалась дальнейшая работа по раскрытию творческого потенциала педагогов ДОУ.

Цель 1го этапа: исследование нераскрытого творческого потенциала личности педагога.

Задачи:

1.подбор показателей, критериев диагностики

2.подбор инструментария

3.анализ диагностических данных педагогов

4.определение пути развития творческого потенциала педагогов ДОУ

Для определения творческого потенциала педагогов ДОУ я использовала следующие диагностические психолого-педагогические материалы:

1. Тест  «Творческий потенциал» (психология личности Н.В. Киршева);

2. Анкета: «Отношение педагогов к инновациям»;

 3. Тест «Под небом голубым» для определения типа воображения воспитателей для продуктивного распределения видов их деятельности;

4. Психогеометрический тест Деллингер: (характеристика особенностей поведения человека) чтобы понять, в какой сфере лежат интересы того или иного сотрудника;  

5. Тест: «Опишите свой характер» для определения типа мышления воспитателей, что в свою очередь учитывается при организации праздников, интеллектуальных занятий, родительских и спортивных мероприятий;

6. Анкета «Психолгический климат в коллективе» Рогов Е.

Проведение диагностической работы в области определения творческого потенциала педагогов ДОУ дало следующие результаты:

 

Творческий потенциал (тест):

Всего человек

значительный творческий потенциал

средний творческий потенциал

творческий потенциал

ниже среднего

11

100%

2

18%

8

73%

 

1

9%

Одной анкеты «творческий потенциал» конечно мало для определения собственно творческого потенциала, получения обширных разносторонних знаний о личности педагога, поэтому мы использовали совокупность методик.

 

Отношение педагогов к инновациям (анкета):

Всего человек

положительное

отрицательное

боязливое

11

100%

8

73%

-

0%

3

27%

 

Качества личности педагогов в соответствии с типом воображения

(тест«Под небом голубым»):

Всего человек

« Голубой морской простор» - успешные в сфере межличностных отношений, могут подбадривать коллектив, выполняя сложную работу, помогая не терять уверенности и оптимизма, человек – организатор»

«Покрытые зеленью горы»- дар экспрессивного общения, в состоянии всегда помогать другим

«Поле, поросшее жёлтыми цветами» - в гармонии с другими людьми, кладезь знаний и творчества, человек – генератор идей

11

100%

5

45%

5

45%

1

9%

 

 

Сфера интересов педагогов ДОУ

 (психогеометрический тест Сьюзен Деллингер) характеристика личных качестви способностей поведения человека, профессиональные предпочтения.

Всего человек

(круг) человек – коммуникатор, скрепляет и стабилизирует коллектив, обладает эмпатией и чувствительностью

(треугольник) потенциальный руководитель

(прямоугольник) человек-природа, любознателен, легко усваивает новое

(квадрат) труженик-высококлассный специалист, организует людей вокруг себя, обладает деловитостью и упорством

(зигзаг) – генератор «Человек – художественный образ» креативный и творческий

11

100%

4

36%

2

18%

2

1

9%

2

18%

 (тест«Опишите свой характер»)

Определение типа мышления педагогов,

уровень креативности педагогов

Всего человек

Очень высокий

Высокий

Нормальный, средний

Низкий

11

100%

1

9%

1

9%

8

72%

1

9%

Кроме того, для определения дальнейшего пути развития творческого потенциала, был учтён и возрастной ценз, а также стаж работы педагогов в ДОУ: возраст педагогов

25-30 лет

30-35 лет

35-40 лет

40-45 лет

45-50 лет

50-55

55-60

4

36%

0

0

2

18%

3

27%

0

0

1

9%

1

9%

   

    Стаж работы в ДОУ

до 5 лет

5-10 лет

10-20 лет

больше 20 лет

4

36%

2

18%

2

18%

3

27%

Всесторонний анализ данных, составляющих творческий потенциал личности педагога, показал, что в целом творческий потенциал педагогов ДОУ можно определить как средний. Но есть педагоги, чей творческий потенциал находится на уровне ниже среднего 9%, и малая часть, а именно 18% от всего педагогического коллектива, чей творческий потенциал можно определить как очень высокий. Результаты диагностики были обобщены и представлены на педагогическом совете. Нами было отмечено, что педагоги ДОУ нуждаются в помощи по раскрытию и развитию их творческого потенциала. Но успех в профессиональной деятельности воспитателя  возможен только при условии осознания своих достижений и затруднений, при условии критического осмысления своей деятельности.

Важно, чтобы воспитатель был субъектом процесса собственного учения, а методическая работа должна стать толчком, стимулятором саморазвития. «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» (Адольф Дистервег).

Принимая ценный опыт предлагаемых учёными рекомендаций, мы адаптировали часть из них к работе с воспитателями ДУ.

Определив особенности личности каждого педагога, учитывая их самооценку, сферу интересов, тип мышления, воображения, уровень креативности, возраст, стаж работы, мы преступили к планированию и разработке мероприятий по развитию творческого потенциала и далее ко второму этапу: практическому (работе с пед. кадрами).

Цель 2го этапа: проведение мероприятий, организованных форм работы с педагогами ДОУ по раскрытию творческого потенциала педагогов.

Задачи:

1. Выявление и помощь в реализации творческих способностей   педагогов ДОУ

2. Формирование у воспитателей уверенности в себе, способности решать вопросы коллегиально

3. Создание мотивации к активной творческой деятельности педагогов ДОУ

4. Поддержание благоприятного климата  в пед. коллективе

5. Повышение профессионального потенциала  педагога.

Затем  разработали систему работы на практическом  этапе:

Содержание

Основные  формы работы

Сроки

Ответственные

1. Выявление и помощь в реализации творческих способностей педагогов.

1.Подготовка и проведение информационно-практического занятия:

«Творческие способности».

2.НОД - открытые просмотры с использованием  инновационной технологии «Синтез искусств».

Март  2018г.

старший воспитатель, члены творческой группы, все педагоги

2.Формирование активной позиции воспитателей, уверенности в себе

Подготовка и проведение информационно-практического занятия:

1«Повышаем самооценку».

Апрель

 2018г.

старший воспитатель

3.Поддержание благоприятного климата в коллективе, мотивация педагогов на творческую самореализацию

Подготовка и проведение информационно-практического занятия:

«Психическое здоровье воспитателя-залог успешности творческой педагогической деятельности»

форма проведения: психотренинг

Апрель 2018г.

старший воспитатель, члены творческой группы

4Установление активного взаимодействия педагогов,  взаимообогащающее общение с коллегами

Подготовка и проведение информационно-практического занятия: «Творчество – удел избранных или необходимость существования»

Форма проведения: деловая игра

Май 2018г.

старший воспитатель, члены творческой группы

5 Создание условий для профессионального саморазвития личности педагога

Консультация «От жизненных стереотипов к творческой личности»

Май 2018г.

старший воспитатель, члены творческой группы

После проведения ряда мероприятий по раскрытию творческого потенциала педагогов ДОУ, мы подошли к заключительному этапу, итоговому.

Цель заключительного этапа: подведение итогов работы ДОУ по раскрытию творческого потенциала педагогов.

Задачи:

1.определение степени эффективности применяемых приёмов и способов организации педагогической деятельности по повышению творческого потенциала педагогов

          2.определение достижений педагогов ДОУ  

          3.определение перспективы работы ДОУ по данному направлению

По результатам 1го и 2го этапа мы  провели диагностику:

Результаты диагностических исследований пед. коллектива (в %)

Показатели

Период

Низкий

Средний

Высокий

Выводы

Психологический климат – Рогов Е.(см. прил. № 12)

Психологический климат благоприятный

март 2018

-

45

55

Май 2018

-

36

64

Удовлетворён-ность трудом в коллективе

Март

2018

9

18

63

В целом удовлетворённость трудом повысилась

Май

2018

-

18

82

Творческий потенциал педагогов

Март

2018

9

73

18

Возрос творческий потенциал педагогов

Май

2018г.

63

36

Проделанная работа по раскрытию творческого потенциала воспитателей ДОУ позволила многим педагогам поверить в свои силы, послужила мостиком между практическим опытом педагога и способностью этот опыт представить на районном уровне (конкурс «Детский сад - 2018 года» - Е.И. Чаликова и Т.П. Початкина).

Все полученные данные были обобщены нами на методическом совете, где было принято решение, что проделанная работа по раскрытию творческого потенциала педагогов ДОУ даёт положительные результаты. Ещё раз отметили успехи каждого педагога. Но, конечно, оговаривались и трудности, с которыми пришлось столкунуться:  уровень эмоционального выгорания некоторых педагогов; неуверенность в себе, своих силах.

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы: развитие творческого потенциала педагогов возможно при соблюдении ряда условий:

 создание внутри педагогического процесса условий для превращения педагогов в субъект самообразовательной деятельности; опора на новейшие достижения науки и практики в вопросах психологии и педагогики творчества и креативности; знание особенностей личности педагогов ДОУ; постоянное мотивирование к творческой деятельности педагогов ДОУ; использование активных форм работы с коллективом: деловые игры, мастер-классы, диалоги, психотренинги и др.; оптимизация психологического климата в ДОУ; постоянное поощрение администрацией самостоятельности и творчества членов коллектива.

Я считаю, что нам удалось достичь цели и справиться с поставленными задачами, потому что результаты проделанной работы показали, что увеличился процент педагогов со значительным творческим потенциалом. Многие уже «закрытые» для творчества педагоги получили  заряд энергии, возможность почувствовать себя успешными перспективными в профессиональном плане личностями.

Но на этом наша работа по развитию творческого потенциала не заканчивается. Можно сказать, она только набирает обороты.

Наша задача суметь раскрыть потенциал каждого педагога, раскрыть каждого педагога, прежде всего для них самих с другой стороны. Помочь найти направление педагогической деятельности, которое будет приносить им радость творчества.

Литература:

1. Абовский Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. - М.: СИНЕГ, 1998

2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М: ТЦ Сфера, 2004

  1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989
  2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. -М.: ТЦ Сфера, 2004
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: Латерна Вита, 1995
  4. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития// Дошкольное воспитание. - 1995.-№9,10.- с.52-59, 62-70

7. Сазанов Е.Г. Сопротивление организационным изменениям: диагностика и преодоление, // Проблемы теории и практики управления, №6, 2003

  1. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 1998

9. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творчексой образовательной среде./ Под ред. В.И. Иванова. - М.: Молодая гвардия, 1997

10.  Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ. Денисова О.Н. (старший воспитатель, педагог-психолог)

23 мая 2018 в 10:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.