МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»
|
Консультация для родителей «Поговорим о доброте"Мы много говорим о доброте, о том , как нужно вест и себя с окружающими. Но сможем ли мы доступно объяснить ребёнку «Что же значит «творить» добро»? Я думаю сможем, но прежде немного познакомимся с этим важным понятием. Что такое доброта? Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. В книге выделено семь основных «ступеней» доброты.
Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой. В нашем детском саду было проведено исследование с целью выявления уровня представлений дошкольников о таких нравственных качеств «доброта», «милосердие», «культура поведения». Обследовались дети подготовительной к школе группе в количестве 20 человек. В ходе исследования нами использовался метод проблемных ситуаций. Детям были предложены игровые ситуации, в которых необходимо было сделать нравственный выбор. Ситуации включали в себя следующее: 1 ситуация. Исследование проявления милосердия. Дети играют во дворе. Вдруг один из них упал и сильно ушибся. От боли он заплакал. 2 ситуация. Исследование проявления доброты. На занятии Маша рисовала дерево. Вдруг у нее сломался зеленый карандаш. Она расстроена. Говорит своему товарищу: «Я сильно нажимала и сломала карандаш» 3 ситуация. Исследование культуры поведения. Мальчик (девочка) возвращается домой из детского сада. Навстречу ему идет другой мальчик, нечаянно задевает его и говорит: «Извини!» Дети выбирали различные варианты поведения в данных ситуациях. Одни из них, показавшие высокий уровень нравственных представлений, в ситуации «милосердие» прекращали игру, успокаивали товарища, оказывали первую помощь; в ситуации «Доброта» сочувствовали Маше и предлагали свой карандаш; в ситуации «Культура поведения» спокойно реагировали на произошедшее, отвечая: «Ничего страшного! », «Бывает! » и т. п. Другие – в первой ситуации проявляли сочувствие на словах («Ну как же ты так! », «Больно», «Не плачь» и т. д.) ; во второй ситуации предлагали обратиться за помощью воспитателю, в третьей ситуации высказывали неудовольствие: «Смотреть нужно! » и т. д. Третьи – или не обращали внимания на своего товарища, попавшего в беду, смеялись над ним, дразнили; не проявляли сочувствия девочке, сломавший карандаш, («Нужно было не нажимать так сильно»), вступали в конфликт. Анализ результатов исследования показал, что у детей в основном преобладает средний уровень сформированности добрых чувств, представлений, адекватного поведения, т. е. дети, понимали бедственное положение товарища, сочувствовали ему, но не выражали желания помочь делом. Полученные результаты утвердили нас в мысли, что необходима систематическая и целенаправленная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист. Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром. Сочувствию и сопереживанию человек учится всю жизнь. Маленький человек, еще не научившийся всему этому, часто не отдает себе отчет в том, что он делает больно другому. Особенно плохо, когда близкие взрослые не объясняют это, а поощряют в детях жестокость. (Галина М. родитель) Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи. Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет. Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты. Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме свою игрушку. «Ах, какая чудесная пирамидка! – должна сказать ему она. – Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту игрушку! Спасибо тебе, мой добрый малыш!» Мама же вместо этих слов торопливо, не замечая первого великодушия и доброты своего ребенка, говорит совсем иное: «Играй сам. Это же твоя пирамидка!» Сущность доброты – способность сопереживать. Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если карапуз замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, малыш захочет повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны. Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться. Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет. Не стоит думать, что дети в возрасте до 3х лет мало что понимают и ничего не запоминают. Как раз в этот период все их существо готово учиться и познавать мир, усваивать его законы и правила. Все, что он видит и слышит в первые годы жизни, откладывается на подкорке головного мозга. Так что впоследствии он может и не вспомнить, что именно в 1 год и 1 месяц мама ему сказала: «Нужно заботиться о братьях наших меньших», но будет это знать как бы интуитивно, как само собой разумеющееся. Начните прививать своим детям сочувствие к людям, умение сопереживать, радоваться чужому счастью, любовь и уважение к природе, растениям, животным. Для этого придется начать с себя, ведь родители – это самый главный образец для подражания. Говорите о сложном просто Для духовного воспитания детей очень важно читать малышу поучительные сказки со счастливым концом, в которых добро всегда побеждает зло. Лучше, если в детской книжке со сказками будут красочные рисунки, по которым можно объяснить самым маленьким деткам своими словами, что происходит. Детям постарше (от 2-3 лет) можно разрешать смотреть добрые поучительные мультфильмы или детские телепередачи, где главные герои учатся творить добро. Дети намного ярче воспринимают зрительные образы. Как поощрять или наказывать ребенка Также очень важно поощрять ребенка за правильные поступки, давая ему понять, что люди на добрые дела всегда отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в беде. Если же ваш ребенок совершил какую-то пакость (ударил дворовую кошку, вырвал с корнем ни в чем неповинный цветок), поговорите с ним, как со взрослым, объясните, что за такие поступки всегда наказывают. Но если вы видите, что малыш раскаивается, помогите ему загладить свою вину (погладьте и накормите обиженную кошку, посадите вырванный цветок на место). Наказывая, подумай!? Зачем?! Семь правил о наказании:
Самое главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш будет расти вслед за вами! Как воспитать ребенка на личном примере? Ребенок должен видеть ежедневно доброе отношение родителей к людям. Не кричите на детей и членов семьи, прощайте и жалейте домашних. Оправдывайте людей и их поступки. Учитесь замечать не зло, а обстоятельства. Например: не «Какой ужасный ребенок – насыпал в глаза тебе песок», а «Он не хотел, не обижайся».Так же родителям следует учить ребенка принципу «давать всегда приятнее, чем брать». Это очень сложно, т. к. дети сосредоточены на себе, своих желаниях. И слова «возьми, это тебе» звучат намного приятнее, чем слово «отдай». Так на пример, прежде чем купить новую игрушку, договоритесь о том, что две старых он отдаст малышу-соседу, но при этом пусть сам выберет игрушки которые подарит. Необходимо вложить в ребенка любовь к добрым делам. Учить его давать везде и всегда. Необходимо общаться с ребенком: Рассказывайте ему придуманные вами сказки о добрых людях. Вместе посмотрите добрые мультфильмы. Чаще читайте поучительные народные сказки с последующим их обсуждением. Учите ухаживать за животными, читайте книги о них, смотрите фильмы с их участием. Учите малыша делиться, расскажите жадничать – плохо. Поговорите с ребенком о разнообразии людей вокруг нас. Расскажите, как непросто живется детям-инвалидам и детям-сиротам. Не учите давать сдачу. Это учит агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами. Научите ребенка помогать в домашних делах. Так привычка заботится о родных закрепится навсегда. Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.Советы родителям в воспитании детей
Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делится с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать. 13 мая 2019 в 07:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.