МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

КОМПЛЕКСНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Основу в обучении чтению и письму составляет раздел фонетики, когда ребёнок может переводить звук в букву и обратно, букву в звук. Залогом правильного перевода является сформированный фонематический (речевой) слух и сформированные мыслительные операции анализа и синтеза правильно произносимых звуков, для автоматизации которых, после постановки логопедом, воспитатели должны обращать внимание на их правильное произношение.

Для детей предшкольного возраста названия букв произносятся не по правилам алфавита, а так же, как и звуки, например, буква «Л» называется кратко «Л», а не «Эл» и не «Лэ», то же касается и других согласных букв: не «мэ», «кэ», «сэ» или «эм», «ка», «эс», а «м», «к», «с», то есть и буквы и звуки на данном обучающем этапе называются кратко, без добавления звука [э]. Однако уже можно говорить детям, что буквы мы видим, читаем и пишем, а звуки произносим и слышим. Тогда постепенно ими будет усваиваться, что буква и звук – это не одно и то же. При работе со звуком можно опираться на графический образ буквы, которой обозначается этот звук, лучше с картинками и примерами – какие слова начинаются на этот звук и букву.

В детском саду нужно начинать подготовку в различении гласных и согласных звуков. Основные правила различия: гласные произносятся только при участии голоса, воздушная струя не встречает во рту преграды, гласные звуки можно тянуть и петь. Согласные звуки произносятся при участии не только голоса, но и шума, и воздушная струя встречает во рту преграду, поэтому согласные звуки не поются (исключение составляют сонорные звуки, или самые звонкие согласные – Л, М, Н, Р, но при их произношении во рту тоже есть преграда). Есть во рту преграда или нет, можно проверить, приблизив рот к ладони и произнеся звук в ладонь – толчок воздуха ощущается, если звук согласный, если же звук гласный – толчка воздуха нет.

Нужно обращать внимание детей, что согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими, но оба этих звука обозначаются одной буквой – с опорой на зрительный образ буквы, но без акцента её названия по алфавиту.

Для формирования фонематического слуха при различении твёрдых – мягких или звонких – глухих звуков можно использовать игру «Хлопни – топни» или любую похожую игру, в которой параллельно с речевым развитием идёт работа над координацией движений и развитием межполушарных связей. Существует шесть пар согласных звуков по глухости – звонкости, близких по месту и способу образования: [Б – П], [В – Ф], [Г – К], [Д – Т], [З – С] [Ж – Ш].

Пары мягких звуков есть почти у всех согласных звуков, за исключением букв, обозначающих только мягкие звуки (Й’, Ч’, Щ’) или только твёрдые звуки (Ж, Ш, Ц). 

Берётся два парных звука, например, [Б – П], и попеременно изолированно произносятся. Условия игры такие: при произнесении звонкого звука [Б] нужно один раз хлопнуть, а при произнесении глухого звука [П] один раз топнуть. То же упражнение можно выполнять с твёрдыми – мягкими звуками, например, при произнесении твёрдого звука [Б] нужно один раз хлопнуть, а при произнесении мягкого звука [Б’] один раз топнуть. 

Когда дети научатся различать на слух парные звуки при изолированном произношении, можно переходить к сочетанному произнесению парных согласных звуков с гласными, то есть к слогам. Используется та же игра «Хлопни – топни», только на основе попеременно называемых слогов, с присоединением гласных звуков [А, О, У, Ы, Э]. Например, ГА – КО – ГУ – КЭ – КА – ГО - ГЫ. Или, при различении твёрдых – мягких звуков, ДЯ – ДУ – ДЫ – ДЁ – ДЮ и т.д. 

Когда работа по различению парных согласных звуков в слогах освоена, можно переходить к более сложному этапу, а именно различению парных согласных звуков в слоговых цепочках. Благодаря этому упражнению идёт формирование и развитие не только фонематического (речевого) слуха, но и слогового ритма, что позитивно скажется на проговаривании слов со сложной слоговой структурой. Сперва нужно предлагать для повторения два слога с парными согласными, например, ПА – БА, ФО – ВО, ДЭ – ДЕ, СЯ – СА. Когда дети навыкнут в различении двух слогов, постепенно переходить к трём, а потом, как сложный вариант, к четырём слогам. Например: БА – ПА – ПА, ТУ – ДУ – ТУ, ШИ – ШИ – ЖИ, ГЯ – КЯ – ГЯ, ВЁ – ВЁ – ФЁ, СА – ЗА – ЗА – СА. В дальнейшем такая работа поможет детям различать слова, которые отличаются только одним звуком: банка – банька, лук – люк, мышка – миска, что благотворно отразится и на письме.

Чувство слогового ритма у детей можно тренировать не только, повторяя слоговые цепочки за взрослым, но и отстукивая или отхлопывая определённый ритмичный рисунок, или оречевляя его, то есть выполняя обратную операцию, переводить ритмичную цепочку в слоговую. Ход работы такой: взрослый отстукивает определённый ритм и адресует его одному ребёнку (если упражнение выполняется в группе). Задача ребёнка: отстучать этот ритм точно также, с соблюдением количества хлопков и пауз (таким образом осуществляется интеграция с математикой и музыкальным слухом). Варианты ритмичных цепочек: 2 – 1, 1 – 2, 2 – 3, 3 – 2, 1 – 2 – 1, 2 – 1 – 2, 1 – 2 – 3, 3 – 2 –

1 и т.д. Или повторить заданную цепочку  с помощью какого-либо слога, например, ша, шо, шу, ши или шэ. К тому же, последнее упражнение является способом потренировать правильную артикуляцию данных звуков.

Также можно формировать или развивать умение определять ударный слог – отхлопывать заданный ритмический рисунок, выделяя громким хлопком ударный. Примеры ритмических рисунков: х – х, х – х; 

х – х – х, х – х – х; 

Х – х, Х – х; Х – х, Х – х; х – Х – х; х – Х – х; Х – х – х; Х – х – х; х – х – Х; х – х – Х; х – х – Х – х; х – х – Х – х; и т.д.

Затем прослушать слово и отхлопать его ритмический рисунок, громким хлопком выделив ударный слог. Например: птица – Х – х.

Слоговой ритм развивается с целью правильного произношения, а потом и написания, слов со сложной слоговой структурой. Таким образом, тренируется речевой и физический слух, анализаторные мыслительные операции (сколько слогов услышано, сколько нужно повторить).

От обозначения ударного слога в слове громким хлопком нужно переходить к голосовым упражнениям. Это тренировка силы голоса посредством произнесения ударного слога в слоговой цепочке. Берётся один слог и произносится два, три или четыре раза с выделением одного слога как ударного. Ребёнок должен повторить как количество слогов, так и замеченное место ударения, что позволяет в будущем лучше различать место ударения в словах. Пример слоговых цепочек: тА – та – та; та – тА – та; та – та – тА.

Определяя и повторяя количество слогов в слоговой цепочке, у детей формируется навык слышать части слова – то есть слоги. Основное правило слогоделения: слово делится на части по протяжным звукам (гласным, когда воздушная струя не встречает во рту преграды). Таким образом, отхлопывается слоговой ритм слова с выделением ударного слога более громким хлопком.

После того, как у детей сформировался навык различения звуков в слогах и слоговых цепочках, можно переходить к определению наличия или отсутствия звука в слове, а затем к нахождению места звука в слове. Для осуществления такой задачи подойдёт следующая игра. Взрослый объясняет, что будет произносить слова. Если в слове есть, к примеру, звук [А], детям нужно один раз хлопнуть в ладоши или повторить это слово (если проводится работа по автоматизации этого звука).

Усложнённый вид работы: когда дети определили, что звук в слове присутствует, спросить, где именно он находится – в начале, в середине или в конце слова. Для лучшего слышания места звука в слове, можно произносить звук утрированно. Дополнительные задания и вопросы: назовите все звуки в слове по порядку (при этом важно различать мягкие и твёрдые согласные звуки) – можно осуществлять совместно с пальчиковой гимнастикой, загибая пальцы при счёте; сколько всего звуков в слове; назовите 2-ой по счёту звук, 5тый; звук [А] – какой по счёту?

Иногда дети с врождённой грамотностью могут называть звуки по правилам писания, а не произношения. Это касается звука, например, [О]. Так, на звук [О] ребёнок может назвать слова: очки, облака, одежда и т.д., хотя произносятся эти слова, как правило, со звука [А]. Не нужно считать за ошибку ни тот, ни другой вариант определения звука в безударной позиции. Наоборот, орфографическое проговаривание звуков станет хорошей подготовкой умения правильно писать в школе. Но такая ситуация требует пояснения другим детям – что звуки не всегда произносятся так, как обозначаются на письме буквами.

Одновременно с работой по звуко-буквенному и слоговому анализу, нужно проводить работу по обогащению словарного запаса детей. Удобнее всего осуществлять такую работу при чтении детской литературы. Заранее, перед или во время чтения проводится проговаривание и объяснение значений непонятных слов. Вообще частое побуждение ребёнка объяснять значения слов, даже простых для понимания, активизирует его мыслительную деятельность, тренирует грамматический строй речи.

Общие понятия, которые указывают на уровень кругозора ребёнка: как тебя зовут, сколько тебе лет, как зовут твоих родителей, в каком городе и стране ты живёшь, какие города ты ещё знаешь, какое сейчас время года, какой месяц, день недели, какие ты знаешь праздники и кого в эти праздники поздравляют, какие звери живут в лесу, какие деревья растут в лесу и т.д.

Дети должны владеть широким набором обобщающих понятий, как в пассивном, так и в активном словаре. Можно использовать разные виды игровой деятельности с мячом. Например, игра «Назови и опиши», тема «Овощи»: мяч перекидывается от одного к другому, кто с мячом, тот должен назвать овощ и составить короткий описательный рассказ по схеме (цвет, форма, вкус).

Словарь существительных нужно обогащать, используя операции словообразования. Например, вспомните и назовите названия детёнышей домашних или диких животных. Или назвать предмет ласково. Также дети должны уметь выделять части из целого, конкретизировать детали различных предметов: называть части стула, дерева и т.д.

Хорошо влияют на мыслительную деятельность, формируют логическое мышление упражнения на подбор синонимов (близких по значению слов) и антонимов (противоположных по значению слов) к разным частям речи: день – ночь, далеко – близко, широкий – узкий, наливать – выливать и т.п.

Словарь прилагательных формируется и развивается в ходе описательных рассказов по предметным картинкам. Для этого можно использовать игру «Какой? Какая? Какое?», в которой нужно подобрать как можно больше словпризнаков к одушевлённому или неодушевлённому предмету. Упражнять образование относительных прилагательных тоже лучше с опорой на предметные и сюжетные картинки: огород у дедушки – дедушкин огород, хвост у лисы – лисий хвост, сумка у мамы – мамина сумка.

Глагольный словарь не менее важен, чем словарь существительных и прилагательных. Нужно побуждать детей использовать в речи не только разнообразные глаголы, но и приставочные формы глаголов, например: уехал – подъехал – выехал – объехал. С этой целью необходимо обращать внимание на неправильно употреблённые (по смыслу не подходящие к ситуации: «стирает пол» вместо «моет пол») и неверно построенные глаголы («ложит» вместо «кладёт»), особенно приставочные формы. 

Следует отметить и частое употребление слов-паразитов, типа «блин»,  которые не только засоряют речь, но лишают ребёнка возможности использования разнообразных слов, как средства выражения мыслей, поскольку он привык к такому узкому набору слов-паразитов.

Предпосылкой к развитию фразовой речи служит умение грамматически правильно связывать слова разных частей речи в словосочетание. Для развития такого умения полезно проводить игру «Сосчитай до пяти», в которой тренируется навык согласовывать существительные с числительными. Существительные могут быть разного рода и числа, с приставками и суффиксами, как, например, слова «яблоко, жеребёнок, ёлка, стул» и т.д. Для интегрирования этого упражнения по развитию речи с математикой, можно вести счёт не только в прямом, но и в обратном порядке.

Осуществляя связь развития словарного запаса с операцией звукового анализа, за основу можно взять игру «Города», переиначив её в «Слова»: придумывать слова (преимущественно существительные) на последний звук предыдущего слова, выделяя его силой голоса. Один ребёнок может назвать такое слово, значение которого не известно всем остальным. Можно попросить его объяснить значение слова, показать картинку (если это предмет). Таким образом, обогащается не только словарный запас, но и развивается речевой слух, сила голоса, интонирование, происходит взаимообогащение словарного запаса и развитие фразовой речи, которую тут же можно корректировать.

Развитие фразовой речи проводится по следам прочитанного литературного произведения – путём подробного пересказа от своего лица или от лица героя. При чтении важно интонировать текст, выдерживая микропаузы между словами и предлогами, даже отхлопывать количество слов – тогда дети обращают внимание, что в речи есть очень маленькие слова длиной в один звук (в, с, у). Это также служит профилактикой раздельного написания предлогов в школе. 

 Также фразовая речь формируется с опорой сначала на предметную, а затем на сюжетную картинку. По предметной картинке рассказывается, к какому понятию относится этот предмет, его цвет, форма, величина, вкус, запах, для чего нужен этот предмет. Заодно можно отработать и счёт с указанным предметом. По сюжетной картинке выстраивается более развёрнутый рассказ: что могло предшествовать ситуации, какое время года, кто главные герои, что они делают, зачем, что их окружает на переднем плане, на заднем плане. Таким образом, у детей складывается определённый план построения рассказа, тренируется мышление, память, воображение, они учатся видеть центральную тему художественного произведения, как изобразительного, так и литературного.

Вообще все игры, начиная со слогов, слоговых цепочек, обогащения словарного запаса (существительные, прилагательные, глаголы) и заканчивая формированием грамматического строя речи, хорошо сочетать с тренировкой  пространственной ориентации, развитием координации движений. Например, ответит тот, кому кинули мяч, или тот, кто стоит справа от Маши или слева от Пети. Полезно задействовать в занятиях и пальчиковую гимнастику – она разнообразит ход занятия и служит основой для развития умения переключаться с одного действия на другое.

Каждое занятие по развитию речи нужно заканчивать вопросом: «Что вы узнали или научились делать на этом занятии, что вспомнили и повторили?» То есть побуждать детей подводить итог и находить пользу в этом занятии, что служит залогом успешной мотивации в обучении.

Воспитатель Ковтун Е.Г.

15.06.2019 год

15 июня 2019 в 19:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.