МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»

Организация инновационных педагогических технологий в соответствии с ФГОС

В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает всё более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновации, со стремлением человека реализовать себя, и свои идеи.

Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.

Переход к полноценному инновационному ДОУ непрост и возможен лишь при условии создания соответствующей прогрессивной модели управления, которая предусматривает организацию работы в инновационном режиме, только в этом случае, возможно, будет перевести ДОУ из функционирующего в развивающееся и развивающее. При этом необходимы особые управленческие действия руководителя по подготовке коллектива к работе в режиме становления, формирования и развития инновационной культуры.

В нашем толковании понятия «инновационная культура»- это сформированная готовность педагога поддержать предстоящие изменения, высокая внутренняя убежденность, способность к целенаправленному поиску и получению новых знаний, персональная ответственность, способствующая развитию профессиональных качеств и навыков.

Управлять инновационной деятельностью ДОУ - значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

Контингент педагогов ДОУ представляет собой «яркое разноцветье» образований, стажей, категорий. Важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм. Сформировать собственные творческие способности воспитателю ДОУ в одиночку крайне сложно, поэтому возникла необходимость подготовки педагогов, способных грамотно осуществлять инновационную деятельность.

Основной целью инновационной деятельности является достижение высокой эффективности образовательной работы с детьми на уровне современных требований. В результате эффективного управленческого содействия педагоги смогут в полной мере реализовать свои наработки, которые приведут к обновлению и модернизации педагогического процесса в ДОУ.

Однако, анализ сложившейся ситуации в деятельности нашего дошкольного учреждения работающего в инновационном режиме, выявил ряд проблем:

-отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций;

-недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности учреждения, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, стимулировало инновационную деятельность педагогов;

-отсутствие мониторинга качества и эффективности внедрения.

Перечисленные проблемы не могли быть решены в одночасье.

В данной работе важна последовательность действий и постепенность в решении задач. Поэтому мной, совместно со старшим воспитателем, был разработан план методического сопровождения инновационной деятельности, состоящий из 6 задач.  

1 задача «Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в инновационной деятельности»:

Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ помогли нам правильно организовать инновационную деятельность с учетом оценки уровня готовности педагогов к восприятию новшеств. Важно было оценить инновационный потенциал педагогического коллектива, который характеризуется тремя показателями.

1. Восприимчивость педагогов к новому - это потребность в постоянном профессиональном росте.

Восприимчивый к нововведениям педагог:

-стремится внедрить передовой опыт в практику;

-постоянно занимается самообразованием;

-привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности;

-анализирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными руководителями;

-умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.

2. Подготовленность к освоению новшеств, включающая в себя:

-информированность о новшествах,

-наличие потребностей в обновлении педагогического процесса,

-имеет знания и умения для успешной профессиональной и исследовательской деятельности.

3. Степень новаторства педагогов в коллективе.

Ученый К. Ангеловский выделяет пять групп педагогов по оценке степени их новаторства: новатор, передовик, умеренный, предпоследний, последний.

1. Группа «Новаторов». Педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что новое хорошо уже потому, что оно новое. Эти педагоги обладают способностями к решению нестандартных задач, они не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.

2. Группа «Передовиков». Педагоги, которые первые осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем коллективе. Они первыми подхватывают появившиеся в округе, районе инновации.

3. Группа «Умеренные». Освоение новшеств осуществляют умеренно, не спешат, но в то же время не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством коллег.

4. Группа «Предпоследние». Эта категория педагогов воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к нему.

5. Группа «Последние». В нее входят педагоги, сильно связанные с традициями; со старым, консервативным мышлением и отношением к деятельности.

Педагоги, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшества, оказывали сопротивление в разной форме. В связи с этим задача старшего воспитателя - формировать в коллективе чувство неудовлетворенности достигнутым результатом, положительное общественное мнение о нововведениях.

В результате данной оценки было выявлено, что большинство педагогов готовы к изучению, внедрению и реализации инноваций и обладают для этого потенциалом.

2 задача «Создать условия для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов»:

Обучение педагогов проводилось через разные формы:

-92% педагогов прошли курсы повышения квалификации;

-86% педагогов прошли дистанционное обучение в АНОО ДПО Академия образования взрослых «Альтернатива» по темам:

«Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании»;

«Специфика научно-методической работы в ДОО в условиях реализации ФГОС»;

«Технология образовательного путешествия»;

«Характеристика и особенности применения технологии ТРИЗ в ДО»;

«Характеристика и особенности применения здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании».

-Участие педагогов ДОУ в обучающих вебинарах и краевых семинаров – практикумов;

-Участие в работе методических объединений района по обмену опытом работы в данном направлении;

-Участие в педагогических и методических советах ДОУ;

-Самостоятельная работа педагогов по изучению данной темы.

3 задача «Создать единую систему мониторинга»:

Систематический анализ результатов инновационной деятельности позволяет своевременно регулировать и корректировать процесс управления образовательным процессом. Совместно со старшим воспитателем, воспитателями и специалистами ДОУ была создана единая система мониторинга, которая обеспечивает необходимую информационную основу для принятия и коррекции управленческих решений, направленных на достижение поставленных задач и включающая в себя:

1. Информационный мониторинг - с целью сбора, накопления и систематизации материала в методическом кабинете оформлялась постоянная выставка на тему «Инновационная деятельность в ДОУ»; методический кабинет обеспечивался литературой в рамках инновационной деятельности, использовались интернет ресурсы, подписные издания.

2. Управленческий мониторинг - с целью отслеживания и оценки эффективности принимаемых управленческих решений сформирован «Банк информации о педагогах» в него входят: карта «Характеристика инноваций и нововведений», «Информационная карта педагогов», «Участие в конкурсном движении»

3. Психолого-педагогический - выбран набор психолого-педагогических методик, позволяющих собрать информацию о динамике развития ребенка. Эта информация размещается в индивидуальной карте развития ребенка, которая дает возможность выявить проблемы и наметить пути дальнейшего развития ребенка;

Для родителей проводилось анкетирование, направленное на изучение отношения родителей к инновационной деятельности в ДОУ.

Для педагогов предлагался вопросник для оценки и самооценки профессионализма по организации инновационной деятельности.

4 задача «Создать современную развивающую среду для детей, родителей, педагогов»:

В связи с инновацией в дошкольном образовательном учреждении повысилась материально-техническая база дошкольного учреждения.

Проанализировав состояние развивающей предметно - пространственной среды в группах, выяснилось, что она в целом соответствует требованиям ФГОС и основной образовательной программе дошкольного образования, возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам. Наша задача состояла в том, чтобы развивающую предметно - пространственную среду в группах, направить на решение задач работы с детьми, родителями, педагогами, которая позволит:

- расширять жизненное пространство детей;

- подбирать игры в соответствии с индивидуальными характеристиками ребёнка и задачами развития;

- способствовать приобретению коммуникативного опыта при общении с людьми разного возраста (взрослыми и детьми).

- определить отдельное пространство со специально организованными зонами и помочь ребенку реализоваться в соответствии с его интересами и наклонностями.

- сделать так, чтобы развивающая предметно-пространственная среда могла носить как универсальный, так и тематический характер. Позволила быстрее и качественнее разрешать проблемы, связанные с возрастными особенностями детей.

5 задача «Выявить и распространить инновационный опыт»:

Результаты инновационной деятельности распространялись через: работу методических объединений района, публикации и статей в блогах педагогов и официальном сайте ДОУ, разработка и защита проектов, рекомендаций, материалов, участие в конкурсах различного уровня.

В мае 2017 году на районном конкурсе «Ярмарка педагогических инноваций - 2017» мы представили проект «Квест-игра, как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»;

Воспитатели ДОУ поделились своим опытом работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» на заседании районного методического объединения подготовительных групп в 2018 году, которое проходило на база нашего учреждения.

В декабре 2018 воспитатель Москаленко Е.В. приняла участие во Всероссийском конкурсе имени Л.С. Выготсткого, где поделилась проектом «Использование приемов мнемотехника в развитии связной речи у детей». По итогам конкурса в марте 2019 года, она вошла в 500 лучших российских проектов.

В марте 2019 года воспитатель Ковтун Е.Г. приняла участие в педагогическом фестивале инновационных идей «Ступени мастерства-2019» в г. Буденновске, где свои работы представляли педагоги четырех районов: Буденновского, Левокумского, Нефтекумского и Степновского. Она представила свою методическую находку «Применение триггеров для создания интерактивных дидактических игр» в номинации «Новая идея – 2019».

В 2019 году на районном конкурсе "Ярмарка педагогических инноваций - 2019" наш педагог представил методическую находку – «Технология развития критического мышления у дошкольников».

Стремление педагогического коллектива повысить качество работы, сделать ее более разнообразной подтолкнуло нас на нововведение: Внедрение основной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение».

Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО c учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства.

Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о развитии ребенка, ставит ясные цели и предлагает выверенные педагогические инструменты для их достижения. Открывая просторы для профессионального творчества, Программа в то же время позволяет выстроить полноценный, качественный образовательный процесс, сформировать современную и эффективную образовательную среду.

Инструменты педагогической диагностики, предлагаемые Программой, формируют надежную основу для принятия педагогических решений. Подходы дифференцированного обучения, предлагаемые программой, позволяют учесть индивидуальные особенности развития каждого ребенка в группе и добиться лучших результатов образования.

Программа поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка. «Вдохновение» предусматривает вариативность форм реализации в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада,

особенностей детей и их семей. Программа «Вдохновение» обеспечивает преемственность с начальным уровнем образования.

Изучив текст программы «Вдохновения», её принципы организации педагогического процесса, мы решили подать заявку на включение нашего ДОУ в федеральную программу апробации данной программы и апреле 2019 года на был присвоен статус федеральной инновационной площадки по теме «Модернизация образования в ДОО в соответствии с современными требованиями к качеству ДО на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение»».

29 ноября 2019 года будем рады поделиться своими первыми шагами в этом направлении с воспитателями на заседании районного методического объединения младше-средних групп по теме «Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации».

6 задача «Разработать, и использовать систему стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов»:

Мотивацию творческого педагогического труда в условиях инноваций обеспечивают моральные и материальные стимулы. В нашем учреждении работает определенная система поощрения педагогов.

Данная система управленческих действий направлена на создание ситуации успеха каждому сотруднику, ориентации на индивидуальность и личностное самоопределение каждого педагога, совершенствование его творческого

Изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут за собой преобразования в работе дошкольных образовательных учреждений.

В настоящее время наш детский сад является:

-сложным организмом, стремящимся к развитию, к новым возможностям;

-создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей дошкольников, родителей, социума;

-обеспечивающим условия для творческой, профессиональной педагогической деятельности.

«Чтобы иметь будущее,

нужно быть готовым

сделать что-то новое»

Питер Джукер

27 ноября 2020 в 11:57

Прикреплённые файлы:

Документ: Организация инновационных педагогических технологий в соответствии с ФГОС

Описание файла:

Файл называется: organizacija-inovacionyh-pedagogicheskih-tehnologii-v-sotvetstvi-s-fgos_fbsbc.pptx

Это официальный файл организации «МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»», в нём содержится Организация инновационных педагогических технологий в соответствии с ФГОС.

Размер файла: 5,22 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.