МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»

Внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс на современном этапе

Современная система дошкольного образования регламентирована нормами действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Основной своей задачей он считает поиск и реализацию инновационных подходов в деятельности современного педагога. Разработка современного механизма воспитательной деятельности личности является приоритетным направлением в деятельности дошкольной образовательной организации. Следовательно, создание современных условий направленных на осуществление воспитательной и обучающей деятельности дошкольников является основным этапом их социализации, включая развитие творческого потенциала и возможности индивидуализации личности ребенка.

(слайд 2) Повышение качества образования в дошкольных образовательных организациях напрямую связано с внедрением в педагогическую практику воспитателей дошкольных образовательных организаций элементов инновационной деятельности направленной на развитие основ проектной деятельности воспитанника и основ инновационной методической работы педагога.  При организации дошкольного образовательного процесса применяется достаточно разнообразные педагогические методики, технологии и приемы, содержащие инновационные элементы.

Следует отметить, что инновационная деятельность в образовательной деятельности является естественным и необходимым процессом в связи с постоянно меняющимися потребностями в обществе.

С целью предоставления качественных образовательных услуг в нашей образовательной организации, апробируются и используются различные механизмы. (слайд 3) Одним из них является внедрение и реализация инновационной программы «Вдохновение». Это новая комплексная программа, разработанная коллективом авторов на основе ФГОС ДО с учетом современных психолого-педагогических исследований.

(слайд 4) Программа «Вдохновение» уникальна по своей структуре и содержанию, она представляет собой абсолютно новый методический продукт, разработанный коллективом авторов на основе требований ФГОС ДО, с учетом использования результатов самых современных психолого-педагогических исследований и требований педагогов-практиков.

Живое, а не формальное отношение к образовательному процессу – главное кредо педагогов «Вдохновения».

(слайд 5) Особенности программы «Вдохновение»:

1. Новое видение образа ребенка, его развития, а также сущности образования и образовательного процесса.

2. Идея интерактивного взаимодействия всех участников образовательных отношений, идея «учебного сообщества», основанного на диалогическом принципе содействия, участия, в котором активен и ребенок и взрослый. В учебном сообществе учатся все – и дети, и взрослые.

3. Наличие технологии организации образовательной деятельности, открытой для идей, креативной, учитывающей индивидуальные интересы и потребности детей и взрослых, ресурсы местного сообщества – по содержанию.

4. Отказ от ведущей роли воспитателя в пользу поддержки детской инициативы всеми взрослыми (педагогами, родителями, представителями местного сообщества).

5. Отказ от идеи единственной ведущей деятельности в пользу учета и использования разных способов и видов деятельности, играющих в развитии ребенка существенную роль. Это и игра, и исследовательская деятельность, и общение, и свободная активность по выбору детей.

(слайд 6) 30 апреля 2019 года нашему детскому саду присвоен статус Инновационной площадки федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»» по теме «Модернизация образования в дошкольном образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение»» (приказ ФГБНУ «ИИДСВ РАО» от 29.04.2019 г. «О включении ДОО в сетевую инновационную площадку Института» № 13)

В связи с этим перед нашим коллективом встала задача подготовить дошкольную организацию к внедрению и реализации данной программы.

Переход - это длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогических кадров к реализации инновационной образовательной программы «Вдохновение».

Анализ кадрового потенциала показал, что педагоги нашего учреждения готовы для внедрения инноваций. Они готовы к инновационной деятельности, обладают высокой чувствительностью к проблемам, творческой активностью.  

(слайд 7) На апрель 2019 года все педагоги имели высшее педагогическое дошкольное образование, прошли курсы повышения квалификации по  организации образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО, из 12 педагогов четверо имели высшую квалификационную категорию, пять педагогов – первую.

(слайд 8) В первую очередь педагоги были ознакомлены с содержанием ИОП «Вдохновение», определены возрастные группы, в которых будет проходить полная апробация (младшая группа) и частичная апробация (подготовительная к школе группа) данной программы, состав творческой группы для внедрения и реализации ИОП «Вдохновения, в которую вошли заведующий, старший воспитатель, воспитатели и специалисты ДОУ.

(слайд 9) Затем был разработан план по внедрению и реализации ИОП «Вдохновение» в детском саду, куда были включены следующие разделы:

· Нормативно – правовое обеспечение по внедрению и реализации ИОП «Вдохновение»;

· Кадровое обеспечение по внедрению и реализации ИОП «Вдохновение»;

· Организационное обеспечение по внедрению и реализации ИОП «Вдохновение»;

· Методическое обеспечение по внедрению и реализации ИОП «Вдохновение»;

· Материально – техническое обеспечение по внедрению и реализации ИОП «Вдохновение».

В мае 2019 года на общем собрании родителей была представлена  презентация по ознакомлению с ИОП «Вдохновение». Целью данного мероприятия было познакомить родителей с принципами построения образовательного процесса в соответствии с программой, целевыми ориентирами и методикой внедрения и реализацией «Вдохновения» в ДОУ.

(слайд 10) В результате опроса родителей было выявлено, что данная работа их заинтересовала, и будет являться полезной для развития детей, даст хорошие результаты в дальнейшей перспективе, сделает детей более самостоятельными, инициативными и подготовленными к переходу к обучению в школе.

Стержневым ядром для внедрения и реализации ИОП «Вдохновение» стала переработка основной образовательной программы дошкольного образования детского сада с учетом требований данной программы.

(слайд 11) Главным принципом ООП ДО стал принцип совместного действия – со-конструкции, заложенный в Программе «Вдохновение». Образовательные процессы конструируются совместно с детьми и взрослыми, дети и взрослые совместно создают значения и смыслы, познают мир.

В апробационных группах распорядок дня строился по модели «План-дело-анализ». (слайд 12) Педагогическая технология «План-дело-анализ»  основана на обобщении различного опыта работы  по программам, ориентированным на ребенка, предполагающим отказ от жесткого расписания с четкими границами между различными фазами работы и гибкость планирования. Общим для всех является ритмическое посторенние дня, выделение в начале дня значительного промежутка времени для свободной активности детей по их выбору.

(слайд 12-14) В целях совершенствования функционирования данной программы в апробационных группах была начата работа по созданию образовательной среды, ориентированной на индивидуальные интересы и потребности детей. Дети имели возможность свободно распоряжаться такими  «подвижными элементами», как стулья, ширмы, лоскуты ткани, с помощью которых можно было оградить пространство для игры и общения в небольших группах. Кроме того, в пользование детям быть предоставлены небольшие диванчики, лавочки, табуретки, приставные столики, подушки для сидения, с помощью которых можно создать подходящую обстановку для общения, игр, занятий по интересам.

Родители воспитанников оказывали посильную помощь педагогам в сфере предоставления раздаточного материала: крышечки, коробочки, пластиковые бутылочки, контейнеры из-под ягод и овощей, пластиковые трубочки, различные крупы, цветной песок и т.д. Таким образом, фантазия педагога, помноженная на творческое воображение воспитанников, превращает все это в причудливый развивающий материал.

(слайд 15-19) В группах созданы полочки для «незаконченных работ». Дети могли мастерить поделку целый день, прерываясь на другие игры и занятия, а потом возвращаться к оставленному на время замыслу; «Конструкторские бюро»  для развития инженерных способностей детей; «Стена воплощения замысла» для коллективного и самостоятельного творчества; исследовательский центр «Вода-песок», центр кулинарии «Дом вкуса».

Такая организация образовательной среды позволила каждому ребенку проявить себя как личность; помогала раскрыть индивидуальные способности, развивала самостоятельность; научила взаимодействовать с окружающими, находить занятия по интересам.

(слайд 20-26) Педагоги детского сада не останавливаются на достигнутом и продолжают работу в этом направлении. За летний период было создано несколько новых развивающих зон в помещении детского сада (Планетарий, детская библиотека «Лично в ручки Почемучкам», картинная галерея на потолке, зона краеведения «Родное Ставрополье»). Территория,  прилегающая к дошкольной организации, также  обновилась, появились зоны для исследовательской деятельности, творческих игр и физической активности.

В течение 2019-2020 учебного года воспитатели посещали различные вебинары, онлайн-конференции, семинары-практикумы, организованные издательством «Национальное образование».

(слайд 27) К сожалению, современные реалии диктуют свои условия. В период пандемии в условиях самоизоляции мы не имели возможности продолжить работу инновационной площадки в обычном режиме, оценить реальный итог деятельности за 2019-2020 учебный год, поделиться результатами своих достижений с родителями в режиме реального времени. Мы решили искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников.

Издательство «Национальное образование» опять пришло нам на помощь, предложив поучаствовать во Всероссийском проекте «Дистанционное сопровождения воспитанников».

Наш детский сад запустил эту идею, как эксперимент с целью посмотреть какой у нас получитьсярезультат. (слайд 28) Работали мы в двух направлениях: 

1. Общие мероприятия для всех возрастных групп, так называемые челленджи, целью которых являлось объединение всех участников образовательного процесса в единую команду, укрепление и развитие межгруппового взаимодействия педагогов, детей и их родителей. Результаты этой работы освещались на нашей страничке в сети Инстаграм (detskiisad3).

2. Проект «Учусь дома!». Данный проект предполагал, ведение воспитателями образовательной деятельности непосредственно с детьми своей возрастной группы, реализуя образовательные, развивающие и воспитательные задачи по всем образовательным областям, тем самым делая процесс развивающего образования непрерывным. Воспитатели отправляли задание на день в свои групповые чаты, рассылали дидактические пособия (карточки, странички из прописей и т.д.) родителям на электронную почту, чтобы те могли их распечатать и дать для выполнения детям, записывали видео- и аудио- обращения с заданиями для детей. В течение дня воспитанники дома выполняли эти задания и присылали ответы тоже в виде фото-, видео- или аудио- отчетов. Воспитатели благодарили каждого ребенка за работу, при необходимости, если были ошибки и неточности в детских ответах, в корректной форме делали замечания и предлагали исправить данные ошибки.

В этом проекте, мне как руководителю, хотелось увидеть насколько инициативны сами педагоги, степень их готовности к переходу на развивающее образование, умения отойти от планов и шаблонов. Для координации и контроля этой деятельности, мы выработали ряд правил:

а) каждое утро в общий чат присылать план-задание на день по каждой группе;

б) каждый вечер до 20:00 присылать фото- и(или) видео отчеты по итогам выполнения план-задания с указанием количества воспитанников, принявших участие в образовательной деятельности, тоже в общий чат. Почему в общий чат? Да потому, что так педагоги видят работу  друг друга, могут реальнее оценить себя и своих коллег, поддержать, посоветовать и т.п., тем самым развить и укрепить взаимодействие друг с другом.

(слайд 29-32) Проект длится у нас уже 4 месяца, за это время мы провели такие мероприятия как «Цветные ладошки», «Кукольный театр», «Опыты и эксперименты», «Моё увлечение», «Мамины помощники», «Учимся готовить», «Мы любим танцевать», «Движенье – жизнь!», «Дети о войне», «Домашний питомец», «Семейный альбом», «Учусь дома!» и получили массу положительных откликов от родителей и воспитанников. Число желающих принять участие в этом эксперименте возросло с 30% до 72%. (слайд 33)

(слайд 34) Педагоги детского сада в рамках Всероссийского проекта «Дистанционное сопровождения воспитанников» активно взаимодействовали с педагогами всей страны через группы сопровождения ИОП «Вдохновение» в соцсетях: группа «Теремок. Вдохновение. Стем» на Фейсбуке, группа «Вдохновение Дети» ВКонтакте, социальная сеть для педагогов «Педагоги. Онлайн». Там они делились своим опытом и изучали опыт других регионов, апробирующих программу «Вдохновение» и участвующих в проекте «Дистанционное сопровождение воспитанников».  

(слайд 35) Ковтун Елена Геннадьевна и Москаленко Екатерина Владимировна поучаствовали в обобщили опыт работы по дистанционному сопровождению воспитанников на краевом и федеральном уровнях, разместив его в сетевом сообществе «Дошкольник Ставрополья» в рубрике «Краевые инновационные площадки»,  а так же на образовательной платформе Вдохновение», созданном издательством «Национальное образование».

В итоге, если рассматривать дистанционное обучение как деятельность, направленную на повышение качества и доступности дошкольного образования, то, в дополнение к традиционным формам обучения, его использование позволит выполнить новый заказ общества.

В целом работа  дошкольного учреждения в рамках федеральной инновационной площадки «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по теме «Модернизация образования в дошкольном образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение» признана удовлетворительной. 

(слайд 36) В этом учебном году мы перешли на вторую ступень в работе федеральной инновационной площадки по внедрению и реализации инновационной образовательной программы «Вдохновение» и будем работать по теме «Развитие качества дошкольного образования с использованием Инструментария мониторинга качества дошкольного образования на образовательной платформе Вдохновение»» (приказ АНО ДПО «Национального института качества образования»  от 01.07.2020 г. «Об утверждении инновационных площадок» № 9).

Таким образом, внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс актуально и значимо на современном этапе. Являясь великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, дает возможность педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников. Открывая просторы для профессионального творчества, позволяет выстроить полноценный, качественный образовательно-воспитательный процесс, сформировать современную и эффективную образовательную среду. (слайд 37)

27 ноября 2020 в 15:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.