МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»

Обобщение опыта работы: «Методы и средства амплификации развития детей дошкольного возраста« воспитателя Москаленко Е.В.

Содержание:

№ Раздела

Наименование

Страница

1.

Введение

1.1.

Актуальность опыта.

1.2.

Цели и  задачи

1.3.

Новизна  опыта

2.

Пути реализации педагогического опыта.

3.

Практический материал к опыту работы

 

3.1

Материал для наблюдения за детьми и протоколирование результатов

3.2.

Проект «Азбука здоровья» для детей среднего дошкольного возраста

3.3.

Проект «Домашние животные» для детей среднего дошкольного возраста

3.4.

Консультации для педагогов

3.5.

Картотека развивающих игр

4.

Фотоколлаж центров активностей


Если детям предоставить

необходимые инструменты

 для достижения успеха,

преуспеют даже за пределами

своих самых смелых мечтаний!

(Дэвид Виттер)

1.Введение

В сентябре 2019 года, начиная работать  по  программе «Вдохновение», я заинтересовалась таким  принципом как  «Принцип обогащения (амплификация) развития через поддержку детской инициативы и интересов».  Мне стало интересно, что такое амплификация и почему её обязательно надо учитывать при развитии детей в дошкольном возрасте.

Изучив подробнее данный принцип, а также учебно-практические пособия В.К. Загвоздкиной и Л.В.Свирской к программе,  в которых современные авторы предлагают учить дошкольников чему-то новому, интересному  между делом, играя, я поняла, что амплификация - это концепция детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода. Другими словами, не нужно вкладывать в ребенка знания, не соответствующие его возрасту, а наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом.

1.1.Актуальность опыта.

Актуальность педагогического опыта заключается в представлении средств обогащения в специально-организованной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Таким образом, сама «соль» амплификации детского развития заключена в том, что отдельные психические функции прекрасно развиваются у детей при взаимодействии с играми и предметно-развивающим сектором. Тем самым игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка и именно в этом своем качестве и создает развивающие эффекты.  

1.2.Целью моей работы стало: изучить методы и средства амплификации развития дошкольников.

Определила следующие задачи:

- создать в группе такую  образовательную  среду, которая бы обеспечивала 

уважение к личности каждого ребенка; 

-развить уверенность в себе, инициативность, творческие способности, 

самостоятельность и ответственность;

-сформировать  умения принимать и осуществлять перемены, критически 

мыслить, делать осознанный выбор.

1.3.Новизна  опыта

Новизна моего  опыта способствует  перспективности данной работы,  а также заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку мы воспитатели должны воспитывать  творческих, неординарно мыслящих, всесторонне развитых личностей, а закладка «фундамента» происходит в дошкольном возрасте.

2. Пути реализации педагогического опыта.

Основные методы и средства развития амплификации дошкольников это: педагогические наблюдения, гибкое планирование образовательного процесса, «Утренний круг», метод проектно-тематического обучения, модель «Трех вопросов», «Паутинка», создание образовательной среды

 «Педагогические наблюдения» служат следующим целям:

• способствует углубленному и внимательному изучению и пониманию специфики индивидуального развития детей;

• дает реальную картину развития и особенностей учения каждого ребенка, его способностей, склонностей и интересов;

• создает основу для анализа и индивидуализации образовательного процесса;

• дает импульсы для диалога с детьми и планирования;

• помогает проводить регулярные беседы с родителями;

• помогает наладить сетевое взаимодействие с различными партнерами,

в частности с семьей, со специальными службами, школами, организациями дополнительного образования и т. п.

Метод ведения наблюдения включает в себя:

• систематическое ведение наблюдений, фиксацию наблюдений в письменной форме и обсуждение (анализ) результатов наблюдений;

• обсуждение возможных педагогических мероприятий (например, проектов/бесед с родителями) или действий (например, обогащения среды каким-либо материалом);

• реализацию этих мероприятий;

• оценивание результатов педагогических мероприятий/действий.

При документировании детского развития следует соблюдать следующие принципы:

• на каждого ребенка заводится своя документация;

• наблюдение и документирование производятся регулярно и целенаправленно (не только по каким-либо специальным поводам, например перед поступлением в школу или при возникновении каких-то проблем);

• документация достаточно содержательна и дает представление о центральных составляющих процессов развития и учения.

Этот метод позволил мне больше узнать о детях своей группы и организовать обучение с учетом их способностей.

С целью поддержки интересов детей,  гибкое планирование образовательного процесса, нацелено на равновесие между собственной активностью ребенка и активностью взрослого, обогащающего опыт ребенка и поддерживающего его усилия по освоению мира и реализации собственного потенциала, не ограничивая педагога конкретным детализированным содержанием образовательной деятельности.

Это планирование  основана на сотрудничестве детей и взрослых, поддержке детской инициативы, признания за каждым ребенком права на участие в принятии решений, учете индивидуальных особенностей и интересов всех  участников, вовлечении семьи и социокультурного окружения, поэтому не задает жестких рамок, форм образовательной деятельности и календарных планов. Традиционный подход диктует нам необходимость применить дополнительную мотивацию и привлечь реб нка к запланированной нами деятельности.  Я же  поступаю по-другому: подхожу к реб нку и поддерживаю его инициативу: «Ты решил понаблюдать за машинами? Да, это правда интересно», и одновременно помогаю упорядочить, продвинуть ее: «Какого цвета или размера машинка. Давай посмотрим, какие еще бывают машины. Как ты думаешь, куда поехала вон та грузовая машина?». В режиме дня у детей практически отсутствовало свободное время, в которое они могли самостоятельно выбирать себе занятия. Они не могли участвовать в планировании своего дня, определении будущих значимых событий. Педагоги же в большинстве случаев предпочитали и многие продолжают предпочитать дисциплину и порядок разнообразию и вариативности, работе по собственному плану.

Проявление активности реб нка – свидетельство того, что у него есть собственный внутренний план действий. Как создать условия для приобретения реб нком этих способностей? Прежде всего, начать надо, уважаемые коллеги, с себя, с пересмотра собственных устоявшихся профессиональных установок. Отойти от этих принципов можно лишь признав их несоответствующими духу сегодняшнего дошкольного образования и осознавая необходимость работы над повышением собственной педагогической компетентности.

Я сама пережила такую трансформацию и убеждена, что настоящий педагог всегда готов сойти с пьедестала и встать рядом с ребенком, чтобы услышать его мнение, его интересы и потребности. Демонстрировать, рассказывать, но не требовать от детей обязательно выполнить, повторить вслед за воспитателем. Нужно дать реб нку право выбрать, самостоятельно решить чем, где и с кем он будет заниматься. Даже в тех ситуациях, когда даю достаточно большой выбор видов деятельности, за реб нком оставляю право выбора чего-то своего. Мы с детьми только учимся проявлять активность, инициативу, планировать свои действия, распределять виды деятельности. И на данном этапе развития я прикладываю максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов планирования.

Режим дня позволяет организовать и целесообразно распределить  временные ресурсы детей и взрослых в течении дня и выстроить гармоничное сочетание различных видов деятельности, периодов бодрствования и отдыха, питания, прогулок. Режим предполагает формирование распорядка  дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей и не задает для него жестких рамок. Условия, созданные мною, и то, как я организовала  распорядок дня детей, имеет, первостепенное значение. Дети будут иметь больше возможностей для приобретения опыта и навыков, если смогут проявлять больше инициативы и принимать решения. Почти во всех ситуациях распорядка дня я смогла наблюдать любопытство детей и поддержать их стремление к открытиям, чтобы помочь им полностью понять ситуацию и явления, а затем применять на практике свое понимание. При планировании распорядка дня главной задачей является обеспечение хорошего самочувствия всех детей в группе.

Время

Форма

Участники

7:30–9:00

Приход, общение, игры, завтрак

Основной состав группы, педагог, гости (родители и др.)

9:00–9:10

Детский совет (групповой сбор). Педагог: модератор

Основной состав группы, педагог, гости (родители и др.); в дни выбора темы проекта и планирования — старший педагог, другие педагогические сотрудники дошкольной организации

9:10–9:50

Работа в центрах активности на основе самоопределения. Педагог ведет наблюдения; оказывает помощь и поддержку; обучает желающих детей чему-либо в одном из центров

Дети, педагог, гости (родители воспитанников), по возможности другие педагогические сотрудники дошкольной организации («эксперты» в отдельных видах деятельности)

До детского совета или после него и работы в центрах

Специально организованные занятия (музыкальное, физкультурное)

Основной состав группы, педагог, специалист

В одно время с самостоятельной деятельностью детей в центрах активности

Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, лечебно-оздоровительные процедуры

Дети, имеющие особые потребности, специалисты

10:00–10:10 (в дни, когда нет музыкального или физкультурного занятия) или 10:30–10:40

Подведение итогов работы в центрах

Дети, педагог, гости (родители воспитанников), по возможности другие педагогические сотрудники дошкольной организации («эксперты» в отдельных видах деятельности)

Начало дня в хорошем настроении, в теплой дружеской обстановке — половина успешного дела. Чем позитивнее утро, тем продуктивнее проходит день. Творческий подход к общению с детьми позволяет не только настроить их на положительное общение, но и создает условия для формирования хорошего настроения.

С учетом этого основными задачами утреннего круга  являются:

- создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».

- создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

- развивать эмпатию.

- учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

«Утренний круг»  дает возможность создать атмосферу коллективного общения, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога — это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.

Таким образом, «Утренний круг» - один из способов организации свободного общения педагогов, воспитанников и родителей, что особенно важно для застенчивых детей или для детей, которые мало контактируют со сверстниками.  Чем старше становились мои воспитанники,  тем активнее они участвовали  в утреннем круге.

Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы. Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят.

Выбор тем для изучения детьми  был основан на следующих критериях:

• тема вызывает интерес и любопытство детей. Они хотят — а не должны — узнать больше об этом;

• тема дает детям знания и навыки, полезные для этого возраста;

• тема предлагается для установления логических связей на уровне понятий, знаний и навыков;

 • тема предлагается для исследования: для наблюдений, поиска информации в различных источниках, деятельности, содействующей активному участию детей в формировании новых знаний.

Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор пространства и занятий для самореализации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Чтобы получить положительный результат, мы  должны знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания и предпочтения. Но потрудиться стоит: такой подход позволяет воспитать гармоничную и полноценную личность.

Продолжая внедрять методы  амплификации, я познакомилась с интересным приемом, который помог  мне  получить первичную информацию о запасе знаний детей, это «Модель трех вопросов»

Суть его  заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

1. Что мы знаем?

2. Что мы хотим узнать?

3. Где мы можем это узнать?

Все ответы, идеи детей педагог фиксирует наглядно, записывает печатными буквами на доске или фиксирует идеи детей схематично, знаками (для не читающих). Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора (имя ребенка). Получается своего рода наглядный план работы над темой.

Заполненная таким образом, «Модель трех вопросов» вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжат разговор с детьми дома — будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. Таким простым образом взрослые будут включены в образовательный процесс.

В  плане «Паутинка», отражается содержание деятельности в центрах активности. При планировании мы заранее определяем наиболее «сложный» центр, где может потребоваться помощь взрослого. Как правило, это центры математики, экспериментирования, затем происходит выбор центров активности. В процессе работы, педагог может перемещаться между центрами. Обычно дети сами сигнализируют о необходимости участия взрослого.

Целью работы в центрах активности является приобретение самостоятельного развивающего опыта. Я веду  мониторинг центров, которые выбирают дети. Это позволяет наблюдать за выбором предпочтений детей, а также скорректировать деятельность детей в различных видах деятельности. Наполнение центров активности меняется в зависимости от темы недели. Моей задачей  является помочь детям раскрыть и углубить изучаемую тему с помощью наполнения центров. Здесь, конечно, не обойтись без помощи родителей. Их активное участие способствует эффективному педагогическому процессу и делает детский сад открытой системой, дающей возможность всем участникам педагогического процесса проявить инициативу.

Использование «Паутинки» способствует:

· развитию индивидуальных способностей каждого ребенка;

· развитию ребенка по собственной траектории;

· развитию самостоятельности;

· повышению самооценки неуверенных в себе детей.

«Паутинка» оформляется в виде таблицы, в которую включены все виды детской деятельности по образовательным областям – центрам. 

«Паутинка» наполняется не только текстом, но и картинками, чтобы дети могли по ним понять смысл.

Ребенок может чему-то научиться, если ему интересно то, чем он занимается, что видит и слышит. А чтобы вызвать и поддержать этот интерес, необходим свободный выбор видов деятельности, материалов для этой деятельности, времени занятия этим делом, партнеров. При самостоятельном выборе у детей появляется возможность понять свои интересы, раскрыть свои сильные и слабые стороны. Если ребенок справляется с тем делом, которое он выбрал, у него появляется уверенность в своих силах, повышается самооценка, он чувствует себя успешным. С детства привыкнув самостоятельно делать выбор, высказывать свое мнение, во взрослом возрасте ребенку легче будет решать возникающие проблемы, принимать решения.

Поэтому я создала  динамическую развивающую среду в группе, которая одновременного дает возможность   включения в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельности, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы,

В группе раннего возраста создавая  развивающую среду, мне пришла идея повесить большое зеркало, поскольку малыш сможет видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид.  Кстати, психологами отмечено, что когда малыш видит себя в нем, он забывает про слезы. Также я заметила, что у детей проявилась заинтересованность в рисовании с использованием зеркала,  что дети не только с удовольствием рассматривают себя, но и учатся рассматривать свой собственный рисунок через него, а также контролировать свои действия, что оно является средством, привносящим исследовательский компонент и тем самым удовлетворяющим потребность в новизне. Зеркало также доставляет положительные эмоции, а, следовательно, эмоционально насыщает саму деятельность. Данный факт свидетельствует в пользу того, что зеркало является обогащением среды,  что его  использование в процессе рисования для детей может быть также эффективно для амплификации развития, так как обогащает саму деятельность ребенка.

Следуя  методическим  рекомендациям авторов программы «Вдохновения» по созданию развивающей среды, которая учила бы дошкольников чему-то новому, интересному  между делом, играя,  я создала дидактическое пособие  «Дамская сумочка» и «Корзинка сокровищ».

Малыши с большим удовольствием возятся с предметами, которые часто видят у нас в руках. Иногда такой предмет становится любимой вещью, которую нельзя заменить никакой мягкой игрушкой. Что очаровывает детей в этих предметах? Вероятнее всего, наши манипуляции с ними, поэтому очень важно подхватить этот интерес и предоставить детям доступ к нашим вещам, чтобы они могли подражать нашему поведению. Внутри дамской сумочки, лежат самые различные вещи, и о назначении многих из них дети догадываются, потому что помнят, как педагог  с ними обращается. Многие наши личные вещи и наше взаимодействие с ними могут показаться детям загадочными и поэтому увлекательными. Очень полезно предоставить детям возможность заглянуть в свою сумку. Благодаря тому, что малыши могут исследовать лежащие там предметы, а позже благодаря задаваемым вопросам они узнают о нашей жизни, а также о наших предпочтениях и антипатиях. Игры у  корзинки сокровищ способствуют с раннего возраста самостоятельности, тренируют мелкую и крупную моторику и дети получают первый опыт о том, как использовать повседневные предметы из их окружения. Кроме того вещи из корзинки сокровищ приятны для всех органов чувств, так как она наполняется предметами из повседневной жизни. Время от времени их необходимо заменять и обновлять. Всегда нужно добавлять что-то новое, чтобы поддерживать интерес детей.

Еще одним средством амплификации развития детей дошкольного  возраста является сказка,  ведь в этот мир созданный взрослыми он вступает, как только начинает говорить.  Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношения к своим и чужим поступкам, помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло. Создание в группе «Зоны сказок», где собраны различного вида театры (настольный, театр оригами, театр ложек, пальчиковый, театр би-ба-бо, кукольный и др.) полнее и  богаче помогает пережить этот полезнейший для психического развития детей период. Так же в этой зоне я выделила Уголок уединения, где ребенок сам может посмотреть книжки или попросить ему почитать, ведь мы знаем, что не все дети хотят слушать, то, что хочет один.

Благодаря эффективному использованию каждого уголка и метра, я смогла «увеличить» игровое пространство и повысить развивающий эффект группы.

Напольные игровые поля. Пол для детского сада — это отличный инструмент, который помогает нам разнообразить образовательный арсенал, а также повысить общую эффективность образовательного процесса. При этом образовательное применение, безусловно, идёт в формате игры, как и любое обучение детей дошкольного возраста. Это своеобразный способ «материализации» времени, моделирования пространства, отражение его в наглядной, условно-схематизированной форме. Наглядная схема позволяет легче освоить последовательность и зависимость между разными временными категориями, глубже осмыслить их, прийти к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени, осознать их как элементы обшей системы. На полу в группе созданы игровые поля: дети, играя и перемещаясь, закрепляют геометрические фигуры, цвета, ориентировку в пространстве.  

Мы знаем, что у дошкольников ярко выражена высокая познавательная активность. Вот тут на выручку приходят мобили.  Мобиль - это нетрадиционное, многофункциональное «учебное» пособие.

Несмотря на кажущуюся простоту, подвесы используются для:

- развития общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками;

- становления самостоятельности, целенаправленности собственных действий;

- развития представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего

мира;

- развития интересов, любознательности и познавательной мотивации;

- активизации словаря;

- развития восприятия и понимания мира природы;

 Данные конструкции характеризуются вариативностью и многофункциональностью, позволяют использовать «мертвую зону» помещения - потолок. С помощью мобилей «Геометрические фигуры», «Геометрические тела», «Учим цифры», «Считаем пальчики» в интересной и увлекательной форме дети занимательно и нескучно закрепляют цифры, знания геометрических фигур и тел. 

Еще одно пособие, которое  развивает непринужденное сотрудничество между детьми это -  «Чашка действий». Во время игр в чашке действий дети исследуют свойства поверхностей сыпучих предметов, экспериментируют с падением и отряхиванием предметов,  и самое главное развивается умение договаривать с другими детьми о совместных играх и исследованиях.

В раздевалке я преобразила шкафчики. Благодаря «Умным шкафчикам», детям в доступной, увлекательной форме даётся материал по различным областям. На дверцах шкафчиков размещаются различные задания «Знакомство с буквой и звуком», «Составь фигуру», «Что лишнее» и др. Дети имеют возможность в свободной деятельности, во время режимных моментов (сборов на прогулку или домой),  в подгруппах или по одному, закрепить материал, полученный в ходе НОД, а также поделиться с родителями новыми знаниями.

«Говорящие часы». То как  «течет» время является очень интересным феноменом: каждый день мы имеем дело с этой числовой последовательностью. Во второй половине третьего года жизни у детей появляются вопросы, относящиеся ко времени и начинающиеся со слов «когда?»«сколько?» А для детей каждая названная цифра имеет определенное значение: в пять меня заберут домой, в двенадцать мы обедаем.

Чтобы детям интереснее и легче ориентироваться во времени,  я  решила сделать вместе сними «Говорящие часы», связать эти величины с типичными событиями из жизни группы, чтобы они ассоциировались с чем-то реально происходящим. По кругу циферблата наклеили  фотографии  сделанные по окончании каждых двух часов. Теперь дети сами мне говорят, что мы будем делать после определенного времени.

 «Статистическая таблица». При обсуждении проекта «Домашние животные» мы  вместе с детьми заметили, что много одинаковых питомцев живет у нас и дети задали мне вопрос: «А как узнать у кого больше всех?» И мне пришла идея составить «Статистическую таблицу», где наглядно будет представлено информация, которая при просмотре фотографий и в процессе рассказывания таковой не была. В процессе сравнения такого большого количества, можно установить сходства и повторяющуюся информацию. Помимо обобщения конкретных множеств, как в данном примере с животными, хорошо для этих целей временные параметры. Например, каждый раз, когда происходит что-то интересное, мы ставим палочку в таблице. Очень хорошо использовать  такие таблички для представления ситуаций, с которыми у малышей есть какая-то эмоциональная связь. Например, если дети очень любят и ждут какую-то игру, в табличке пометить, кто уже играл в эту игру, кто следующий будет в ней ведущим. Таким образом у нас в группе появилось еще одно развивающее пособие.

Результативность работы с воспитанниками

Создание нетрадиционного пространства, и применение игрового обучения, благотворно влияют на амплификацию развития детей.

Могу отметить, что в группе:

-  уровень шума снизился: остался только так называемый «рабочий шум», при этом мой  голос не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.

- снизилась конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.

- появилась выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.

- возрос положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

Благодаря методике «Педагогических наблюдений» я смогла:

- увидеть детей в спонтанных, часто непредсказуемых жизненных ситуациях;

- сфокусироваться на конкретных темах и наблюдать поведение детей в разное время и в разных ситуациях, в которые они попадают;

- отметить богатство средств выражения, которые дети используют для общения с другими людьми, чтобы  выражать свои чувства или демонстрировать свои знания;

- увидеть, что дети испытывают радость и эмоциональный подъем тогда, когда им позволяют свободно играть, экспериментировать, высказывать свои гипотезы и идеи, выражать себя в различных видах деятельности.

Применение в работе гибкого планирования образовательного процесса, обеспечило моим воспитанникам свободное развитие, поиск и нахождение себя в процессе изучения материала.

Амплификация детского развития – это максимальное использование резервов, которые имеются в определенном возрастном периоде, что максимальный эффект в реализации больших возможностей ребенка достигается лишь в том случае, если применяемые методы обучения строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями его возраста и с учетом того особого значения, которое имеет детство. Я и дальше буду расширять свои знания, тем самым повышать качество образовательного процесса. Сво выступление мне хотелось бы закончить словами Л.С. Выготского: «Воспитание должно быть организовано так, чтобы не реб нка воспитывали, а реб нок воспитывался сам». Значит, мне надо создать соответствующие условия, задействовать мотивацию и обеспечить поддержку его активности и инициативы.

19 февраля 2021 в 15:40

Прикреплённые файлы:

Документ: Обобщение опыта работы: «Методы и средства амплификации развития детей дошкольного возраста« воспитателя Москаленко Е.В.

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-k-opytu_bc0oi.pptx

Это официальный файл организации «МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»», в нём содержится Обобщение опыта работы: «Методы и средства амплификации развития детей дошкольного возраста« воспитателя Москаленко Е.В..

Размер файла: 8,4 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.