МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»
|
Развитие графомоторного навыка у детей
К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребенку возможность быстрее освоиться с письмом. В исследованиях психопатологов большое внимание уделяется вопросу о том, является ли развитие моторики ребенка следствием естественного созревания соответствующих структур или же это результат научения? Было выяснено, что и созревание и научение — факторы, в равной мере необходимые для формирования моторики пальцев рук. Кроме того, известна тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования профессора M.M. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10—12 мес, она установила, что их речь, образно говоря, находится на конце пальцев, поэтому тренировать их надо уже с 6-месячного возраста ребенка. Далее представлены возрастные особенности овладения детьми моторными и графическими навыками. Возрастные особенности развития графомоторного навыка 1,5—2 года Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он еще не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса. 2—3 года Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются. 3—3,5 года Линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много. 3,5—4 года Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными. 5 лет Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку.Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы. 6—7 лет Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии. Сформированность мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным. Следует обращать внимание на такие ошибки: § невозможность пересчитать пальцы: пропуск то одного, то другого пальца; § лишние движения на другой руке, ноге (синкинезии); § при пересчете пальцев на обеих руках асинхронность движений, пропуски пальцев, возвраты; § медленное выполнение отстукивания ритмов; § при выполнении проб — повышенный мышечный тонус, резкость движений; § в пробах на имитацию — отсутствие плавности движений, точности выполнений. Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т.е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку, закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, застегивание пуговиц. К сожалению, моторная неловкость при выполнении манипуляторных действий, трудности неудачи в овладении ими , вынуждают ребенка избегать сложных действий. Поэтому платье с мелкими пуговицами «не нравится», новый конструктор «совсем неинтересный, лучше поиграю с машинками», вязать, лепить, конструировать «неинтересно, не хочется». Существуют специальные игры для развития пальцев рук. («Гребешок», «Царапка», «Лесенка»), пальчиковые (имитация животных, людей, предметов), театр теней. Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию — один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, — сложное инструментальное действие: ведь движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими. В возрасте 6—7 лет, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, ребенок может достичь хороших результатов в развитии моторики кисти. Для развития графического навыка следует использовать: § графический диктант, § рисование линий: прямые и фигурные дорожки; § рисование по точкам, контурам, клеточкам; § штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки. Развитию мелкой моторики рук помогает: § пальчиковая гимнастика; § упражнения на освоение предметных действий. Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. В 6—7 лет ребенок должен выполнять следующие виды штриховок: § прямые вертикальные (сверху вниз), § горизонтальные (слева направо), § наклонные, § клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), § полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши), § крупными петельками. Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15—20 мин. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо. 25 февраля 2021 в 08:33
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.