МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»
|
Консультация для родителей «Формирование грамматического строя речи»
Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
Ход консультации 1. Вводная беседа. Дошкольный возраст – это наиболее сензитивный период для овладения родным языком, который является не только средством и способом общения, но и играет важную роль в развитии мышления, внимание, памяти. Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.
2. Особенности формирования грамматического строя речи. Работа по формированию грамматического строя речи содержит несколько направлений: · словоизменение – число, род, падежи; · словообразование – образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, образование новых слов с помощью различных частей речи, образование сложных слов; · согласование различных частей речи между собой; · фраза – использование в речи сложных распространенных предложений с союзами, предлогами. При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. У детей отмечаются стойкие ошибки в образовании множественного числа, согласовании существительных с числительным. Многочисленные ошибки наблюдаются при образовании новых слов; образовании относительны прилагательных. Нарушения грамматического строя речи могут быть причиной многочисленных ошибок на письме и при чтении, помешают усвоению правил русского языка. Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи. На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении. Лучше всего это усваивается в играх.
3. Игры для формирования грамматического строя речи. Игра «Мой, моя, мое, мои» Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными. Ход: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш), «это моя» (моя кукла), «это мое» (мое платье).
Игра «Найди по цвету» Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного в роде и числе. Ход: Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Взрослый называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. (Красное – яблоко, платье, пальто.)
Игра «Правильно назови листья». Лист дуба — дубовый лист, лист осины — … лист березы — … лист клена — … лист липы — … лист яблони— …
Игра «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?» Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным. Ход: Детям даются нераскрашенные картинки. Дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать. Например: «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я буду раскрашивать подсолнух, солнце и т.д.».
Игра «Назови ласково» Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных. Ход: взрослый произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.
Игра «Что из чего сделано?» Цель: образование относительных прилагательных Ход: Взрослый говорит: «Стакан из стекла» Дети должны ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан) Стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева — деревянная и т.д.
4. Заключение. Родителям необходимо внимательно относиться к речи ребенка, своевременно обращаться к специалистам при наличии стойких нарушений в речи ребенка.
Литература 1. Косинова Е. Грамматическая тетрадь №1-4 для занятий с дошкольниками. – М.: Сфера, 2017. – 32 с. 2. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1-4. – М.: Издательство ГНОМ, 2017. – 48 с. 25 февраля 2021 в 09:41
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.