МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»

Доклад спикера онлайн-фестиваля «Вершины Вдохновения» воспитателя Москаленко Е.В.

«Предметно-пространственная среда «Вдохновения»,

располагающая к творческой и познавательной деятельности, стимулирующая детей к

субъектности, к работе в команде»

 

 

 

Слайд 1

В сентябре 2019 года, начиная  работать по  программе «Вдохновение»,  я заинтересовалась таким  принципом как «Принцип обогащения (амплификация) развития через поддержку детской инициативы и интересов». Мне стало интересно, что такое амплификация и почему её обязательно надо учитывать при развитии детей в дошкольном возрасте.

 

Слайд 2

Изучив подробнее данный принцип, а также учебно-практические пособия В.К. Загвоздкиной и Л.В.Свирской к программе,  в которых современные авторы предлагают учить дошкольников чему-то новому, интересному  между делом, играя, я поняла, что амплификация - это концепция детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода.

 

Слайд 3

Таким образом, сама «соль» амплификации детского развития заключена в том, что отдельные психические функции прекрасно развиваются у детей при взаимодействии с играми и предметно-развивающим сектором. Тем самым игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка и именно в этом своем качестве и создает развивающие эффекты. Игры детей не являются пустым время препровождением или поводом для получения радости. Нет, это в высшей степени ценная деятельность, которая становится способом познания и обучения. На самом деле то, что делают дети, больше чем просто игра. Они занимаются серьезной деятельностью, которая служит одной цели: учиться. Игра- это наиважнейшая форма обучения детей,  активное исследование неизвестного и интенсивное испытание обретенных в процессе игры навыков и знаний. Игра может вылиться в очень ценную обучающую ситуацию, но она может точно таким, же образом стать монотонным, скучным занятием и вот чтобы этого не произошло, моей главной задачей является заинтересованность детей и поддержать детскую игровую инициативу.

Слайд 4

Я знаю, что малыши с большим удовольствием возятся с предметами, которые часто видят у нас в руках. Иногда такой предмет становится любимой вещью, которую нельзя заменить никакой мягкой игрушкой. Что очаровывает детей в этих предметах? Вероятнее всего, наши манипуляции с ними, поэтому очень важно подхватить этот интерес и предоставить детям доступ к нашим вещам, чтобы они могли подражать нашему поведению. Зная  это, я создала дидактическое пособие  «Дамская сумочка», чтобы познакомить с предметами и их назначением.

Внутри дамской сумочки, лежат самые различные вещи, и о назначении многих из них дети догадываются, потому что помнят, как педагог  с ними обращается. Многие наши личные вещи и наше взаимодействие с ними могут показаться детям загадочными и поэтому увлекательными. Очень полезно предоставить детям возможность заглянуть в свою сумку. Благодаря тому, что малыши могут исследовать лежащие там предметы, а позже благодаря задаваемым вопросам они узнают о нашей жизни, а также о наших предпочтениях и антипатиях.

Слайд 5

Исследуя мою сумочку,  дети бурно стали обсуждать ее содержимое, а увидев там брелок для ключей в виде кролика и светильник «Цыпленок», дети наперебой стали  говорить о том, что у них дома есть настоящие, а не игрушечные и за ними можно ухаживать. Ахмед, который жил в городе с семьей и переехал к нам в село жить,  вдруг спросил: «А как узнать, у кого больше живет домашних животных, и каких, чем они питаются и как за ними ухаживать?» 

Слайд 6

Так у нас появился проект «Домашние животные»  и  статистическая таблица, где дети смогли наглядно увидеть, у кого больше живет домашних животных.  С помощью родителей центры преобразовались согласно выбранной теме.

Слайд 7

Узнав о нашем проекте,  музыкальный руководитель внес предложение  инсценировать сказку «У солнышко в гостях», где дети смогли идентифицироваться с персонажами домашних животных. 

Слайд 8

Предложив детям  «Корзинку сокровищ» для того, чтобы дети смогли увидеть разницу в размере  вещей и их весе, познакомились с  вещами, поверхность которых различается на ощупь, Вика  предложила игру «Что лишнее в корзинке», суть которой заключается в сортировке предметов по категориям, все дети с большим удовольствием поддержали  ее идею, а Саша предложил разделиться на две команды и выяснить, чья команда больше увидит отличий. Игра получилась интересная и захватывающая.

Слайд 9

Мне  давно известно, насколько важны развивающие игры и общение для развития детей, и в этом  мне помогают самые обычные предметы обихода, например,  подносы, находящиеся всегда под рукой.Во время работы с подносами дети на опыте осознают действие закона «Причина- следствие»

Почти всегда на подносе что-то целенаправленно переставляется или перемещается. Дети настолько вдохновились этими играми, что Слава дома попросил маму насыпать ему манки в пакет, чтобы он в детском саду смог предложить детям игру «Найди овощ на ощупь» Придя в детский сад, он попросил поднос, засыпал его  манкой и  закопал в него овощи. Эта игра вызвала бурю эмоций, а Амина предложила их считать, кто больше надет овощей.

Слайд 10

Вдохновленные этими играми Рома и Вова решили провести эксперимент «Чья фасолинка  быстрее упадет»

 

Слайд 11

Наряду с традиционным уголками,   которые  оснащёны различными материалами, я  создала нетрадиционное пространство, которое даёт возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребёнку быть постоянно занятым полезным и интересным делом, закрепить полученные знания в ходе режимных моментов, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности и творчества. Благодаря эффективному использованию каждого уголка и метра группы, я смогла «увеличить» игровое пространство группы и повысить развивающий эффект среды.

Пол для детского сада — это отличный инструмент, который помогает нам разнообразить образовательный арсенал, а также повысить общую эффективность образовательного процесса. При этом образовательное применение, безусловно, идёт в формате игры, как и любое обучение детей дошкольного возраста. Это своеобразный способ «материализации» времени, моделирования пространства, отражение его в наглядной, условно-схематизированной форме. Наглядная схема позволяет легче освоить последовательность и зависимость между разными временными категориями, глубже осмыслить их, прийти к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени, осознать их как элементы обшей системы. На полу в группе созданы игровые поля: дети, играя и перемещаясь, закрепляют геометрические фигуры, цвета, ориентировку в пространстве. Эти поля настолько нравятся детям, что они  каждый день дети устаивают соревнования, чья машина быстрее приедет.

 

Слайд 12

В детском саду создается творческая атмосфера без ограничений, жесткой регламентации, при которой дети реализуют собственные идеи. Я помогаю в разворачивании детской инициативы, реализации детских планов и в процессе их реализации решаю педагогические задачи. Я  стимулирую детей на поиск собственных решений, которые в свою очередь наталкивают на размышления и приводят к более глубокому погружению в предмет исследования, развивают терпение, выдержку, повышают мотивацию к учению. 

То как  «течет» время является очень интересным феноменом: каждый день мы имеем дело с этой числовой последовательностью. У детей появляются вопросы, относящиеся ко времени и начинающиеся со слов «когда?»«сколько?» А для детей каждая названная цифра имеет определенное значение: в пять меня заберут домой, в двенадцать мы обедаем.

Чтобы детям интереснее и легче ориентироваться во времени,  я  решила сделать вместе сними «Говорящие часы», связать эти величины с типичными событиями из жизни группы, чтобы они ассоциировались с чем-то реально происходящим. По кругу циферблата наклеили  фотографии  сделанные по окончании каждых двух часов. Теперь дети сами мне говорят, что мы будем делать после определенного времени.

Слайд13

Подводя итог можно сказать,  что  создание нетрадиционного пространства, и применение игрового обучения благотворно влияют на  развития детей, эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.

22 марта 2021 в 15:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.