МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»

Понимание ребенка. Педагогические наблюдения и способы фиксации динамики детских достижений. Выступление Москаленко Екатерины Владимировны

 Педагогические наблюдения являются одним из главных условий успешной реализации  программы «Вдохновение», так как педагог должен планировать свою деятельность таким образом, чтобы все мероприятия подходили к детям и способствовали их развитию.

Однако многие существующие сегодня системы наблюдения достаточно трудоемки, и для их практической реализации просто не хватает времени. Авторы программы «Вдохновения» разработали ряд учебно-практических пособий по ведению наблюдений и протоколированию результатов, которые значительно упрощают работу педагогов в этом направлении, в тоже время помогают проводить наблюдения регулярно с фиксацией выводов и рекомендаций. При проведении наблюдений используются самые простые способы, а именно, отстраненное и включенное наблюдение. Педагоги нашего детского сада, ведут работу по педагогическому наблюдению, опираясь на данные рекомендации. 

Я использую наблюдения за жизнью детей, для того, чтобы понять, что происходит с каждым ребенком в течение дня. Разобраться в действительных причинах поведения и состояния моих воспитанников. Педагогические наблюдения позволяют мне увидеть развитие каждого отдельного ребенка, определить потребности, интересы, и умения детей, при необходимости внести изменения в среду группы, выявить моменты, вызывающие озабоченность, и найти способы, позволяющие наилучшим образом решить проблемные ситуации. При этом ценность наблюдений заключается в признании уникальности и целостности личности каждого ребенка, принятии его индивидуальных особенностей и права на самостоятельные действия.

Во время отстраненного наблюдения я стараюсь не вмешиваться в действия ребенка, даже если это конфликт  (конечно, если он не выходит за рамки и не угрожает здоровью и жизни).

Включённое наблюдение допускает возможность совместной игры, вопросов, заданий ребёнку со стороны взрослого для определения уровня знаний. 

Включённое наблюдение

Провожу наблюдения в периоды активной деятельности детей. Особое внимание обращаю на те моменты, когда ребенок впервые проявил какие-либо качества или способности. В отдельных случаях делаю фотографии и видеозаписи, они мне помогают впоследствии составить комплексное видение происходящего. Сейчас вашему вниманию будет представлено два видео фрагмента.

Игры на прогулке. Отстраненное наблюдение

Домик для цыплят. Отстраненное наблюдение

(на этом видео происходит отстраненное наблюдение, наблюдая и не вмешиваясь в их действия Полины и Патимат  я сделала для себя очень важное открытие,  самостоятельная игра позволяет детям самим выбирать не только предметы или партнеров, но и регулировать темп, ритм, последовательность действий. )

 Выводы могут охватывать целый спектр особенностей и достижений ребенка.  

Чтобы отразить факты, свидетельствующие об уровне и динамике развития детей, я веду дневники. Форма введения может быть разной, я использую стики, по ним я сразу вижу, кто из  детей чаще всего и как высказывается, а кто занимает пассивную позицию.

eb39b95c3de92eac3d76d0bff23b20e3.jpg

Следует предельно  аккуратно описывать наблюдаемые факты, без субъективных интерпретаций и «ярлыков». Это обеспечивает наблюдению надежность и достоверность. Наблюдения за детьми должны быть дополнены  информацией полученной от семьи для того чтобы коллективно обсудить и оценить ситуацию развития ребенка и уже вместе принять решение о дальнейших действиях.

Тема проекта, над которой мы работали с 4 апреля по 12 апреля, называлась «Птицы наши друзья».

Цель проекта: формирование общего представления дошкольников о птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Сейчас вы увидите видео на котором я веду включенное наблюдение с целью  выявить насколько у каждого ребенка сформировано представление о разнообразии птиц  и насколько они могут реализовывать задуманное.

Сейчас я вам на практике покажу, как я провожу способы фиксации.

Строим домики для птиц. Включенное наблюдение с фиксацией результатов.

Дети 4-5 лет  еще только учатся сотрудничеству, соподчинению своих желаний, согласованию действий. Без ссор и столкновений пока обойтись трудно, но для меня, наблюдение за играющими детьми возможность увидеть то, как они пытаются договориться, как взаимодействуют в игре, как сплавляются с конфликтными ситуациями. Кроме того в игре я вижу  то как осмысливаются и используются детьми знания полученные ими из разных источников.

Родители и дети часто существую в двух параллельных мирах, у ребенка своя жизнь  в детском саду, у родителей насыщенная событиями и делами работа. Тайна рождения личности их ребенка, источники новых знаний и опыта, остаются для них скрытыми  практически недоступными. Как можно приблизить родителям мир их детей, прежде всего, предоставить им больше информации, это могут быть экспозиции детских работ, выставки, записи высказываний о том что ребенок знает, что хочет узнать и что предполагает сделать чтобы узнать. Для этого дети на шкафчики клеят стики с записями своих высказываний. 

Насыщенность, достоверность, открытость информации снимает барьеры между детским садом и родителями,  рождают множество поводов для удивления, радости, вопросов для сотрудничества. 


20 апреля 2021 в 10:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.