МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»

Сообщение на тему: «Применение ИКТ в физическом воспитании дошкольников»

f45cf33c9dc76476c8ef30799baae7a5.jpg

Культивирование здорового образа жизни населения является одной из приоритетных задач образовательной политики нашей страны. В то же время современная система образования требует внедрения современных инновационных технологий в том числе с использованием ИКТ. Обеспечение этих задач регламентируется в одних и тех же нормативно-правовых документах:

2698cb8705f9ec6d5324bbfd9b3810b0.jpg

Основные положения этих документов находят отражений в региональных, муниципальных документах и ложатся в основу в Уставах ДОО, Основных Образовательных Программах, утверждаемых педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации.

Задача современного педагога использовать все возможные ресурсы для обогащения педагогической деятельности по формированию физически развитой, интеллектуальной личности. Одним из таких ресурсов является информационные и коммуникационные технологии.

a12a536919095e7a695ede4cef6331e8.jpg

Информационные и коммуникационные технологии сегодня вошли во все стороны жизни человека, это неизбежный процесс как бы мы к нему не относились, и несет как положительный, так и отрицательный результат. И задача современной педагогической деятельности состоит в том, чтобы взять

все плюсы применения данных технологий и перенести на почву дошкольного образования.

Я провела небольшое исследование мнений родителей воспитанников нашего детского сада с помощью анкетирования и выяснила следующее:

3c496c1cbd821fe09b64f45c3b1bae72.jpg

Приведу примеры из ответов о том какой вред приносят компьютерные игры для детей, как и технический прогресс в целом:

- нарушения психики, физического здоровья из-за частого «сидения» за компьютером и у телевизора, ослабление зрения,

- гиподинамия, современные дети мало двигаются, ведут не активный образ жизни,

- современные дети не умеют общаться, им сложно вступать и поддерживать процесс коммуникации, находясь вместе, наши дети общаются с помощью «гаджитов», пишут друг другу СМС,

- отсутствие эмпатии, как следствие дефицита взаимодействия со сверстниками и ближнего окружения,

- формирования синдрома зависимости от компьютерных технологий, а вследствие лишения дошкольника этого взаимодействия не адекватное и даже агрессивное поведение.

Вместе с тем, современные исследователи в своих научных работах, говорят о факторах, положительно влияющие на развитие воспитанников. И даже в некотором роде являющиеся катализаторами педагогической деятельности, усиливающими усвоение материала.

«В ряде исследований (А. В. Кенеман, Н. Р. Козленко, Г. П. Лескова, А. Ц. Пуни, Л. А. Шураковская и др.) отмечается важность решения образовательных задач в процессе физического воспитания, указывается, что активная работа мысли на занятиях по физической культуре способствует быстрому усвоению детьми изучаемого материала, а знания становятся более прочными и стойкими».

Гурьев С. В. в своей статье «Использование компьютера в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста» подробно описывает положительное влияние на развитие детей занятий на компьютере, где компьютер рассмотрен как один из инструментов повышения качества процесса физического воспитания.

В своем педагогическом исследовании изучили вопрос, почему информационные технические средства сами по себе интересуют детей. Эти технологии эмоционально притягательны, а почему:

125435aee3c58980cf573bd4272918c0.jpg

Информационные компьютерные технологии прочно вошли в документальную деятельность инструктора по физической культуре, это планирование образовательной деятельности, составление конспектов занятий, отчетов о результатах образовательной деятельности, достижениях воспитанников и т.п., особенно огромную роль играют информационные системы в самообразовании педагогов.

1016ecad6277cc47cf2534e4c39b3cc9.jpg

При использовании информационных и коммуникационных технологий необходимо руководствоваться "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26): важно учитывать возрастные особенности воспитанников (длительность применения), грамотно выбирать время, учитывать режимные моменты, освещенность и т.п..

Я хочу привести примеры из опыта нашего детского сада по применению информационных и коммуникационных технологий в системе физкультурно- оздоровительных мероприятий дошкольной образовательной организации.

В проектной деятельности (приведена одна из задач проекта, для решения которой необходимо применение ИКТ):

1. «Путешествие в страну Здоровячков». 

Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни и культуре физического развития, путем общения детей детского сада и их родителей.

Задача: с помощью ИКТ создать фильм при условии совместной творческой детско-родительский деятельности с использованием видео фильма или презентации.

2. «День спорта».

Цель: культивировать здоровый образ жизни в семьях воспитанников, используя традиции семей, принявших участие в мероприятии. 

Задача: для наглядности и доступности информации использовать в рассказе программу презентации Microsoft Power Point с использованием интерактивной доски.

3. Физкультурное развлечение ко Дню Защитника Отечества «Вовка из тридевятого царства» 

Цель: формировать представление о празднике «День Защитника Отечества», создавать радостную праздничную атмосферу.

Задача: развитие внимания, творческих способностей, логического мышления, умение действовать по команде; стимулирование совместной музыкально-игровой деятельности посредством видеороликов и тематический изображений в программе Microsoft Power Point с использованием интерактивной доски.

4. «День космонавтики»

Цель: Развитие интереса детей к космосу и людям, покорившим его просторы.

Задача: Способствовать нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников при совместной творческой детско-воспитательской деятельности с использованием видеоролика в программе презентации Microsoft    Power Point; расширить знания детей о космосе.

5. «Танцевальный марафон»

Цель: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, культивирование здорового образа жизни.

Задача: при совместной детско-родительской деятельности, с пользованием видеоролика посредством музыкальной танцевальной игры «Dance Central», показать, как проходит утренняя зарядка в семье.

Проектная деятельность с использованием ИКТ - это способ вовлечение семьи в единое образовательное пространство по средствам коучинга. Что позволяет не только культивировать здоровый образ жизни, но и обмениваться опытом и знаниями в области ИКТ среди персонала ДОО и родителями. С помощью данных проектов есть возможность сформировать картотеку физического развития.

Использование ИКТ в режимных моментах.

Создание картотек различного рода: аудио, видео, на бумажном носителе с помощью ИКТ (дыхательная гимнастика, физкультминутки, комплекс упражнений и др.).

ИКТ средства: ноутбук, проектор, USB-флеш-накопитель        с подборкой роликов, аудиозаписи.

Преимущества возможность использования воспитателями при отсутствии инструктора по ФК, в особенности при наличии видеоряда с подробной информацией, позволяет учесть все тонкости любого упражнения, акцентируя внимание на важном.

Видео ролики с утренней зарядкой.

ИКТ средства: ноутбук, проектор, USB-флеш-накопитель с          подборкой роликов.

Преимущества:

- позволяет не прерывать физическую деятельность воспитанников при корректировке движений инструктором по ФК или воспитателем.

- дети с большой охотой выполняют упражнения, повторяя за сверстниками, или мультяшными героями.

Использование ИКТ в непрерывной образовательной деятельности:

- презентаций для формирования культуры здорового образа жизни, расширение кругозора о различных видах спорта, спортивных мероприятиях, проведение итогового занятия по теме, например, викторина с использованием интерактивной доски,

- просмотр видео роликов с участием воспитанников детского сада в спортивных соревнованиях, для формирования целеустремленности,

- видео трансляция сложного элемента, связки, перестроения и т.п., подача зрительной информации ознакомление воспитанников с поставленной задачей.

ИКТ средства: ноутбук, проектор, USB-флеш-накопитель с          подборкой роликов.

Динамическая пауза во время перерыва между непрерывной образовательной деятельности. Физкультминутка.

Преимущества положительный эмоциональный настрой, уменьшение время на заучивание, самостоятельное выполнение.

Самомассаж

ИКТ средства: ноутбук, проектор, USB-флеш-накопитель.

Преимущества: при наличии видеоряда с подробной информацией,

позволяет учесть все тонкости любого упражнения, акцентируя внимание на важном. Не нарушая оздоровительный процесс, воспитатель имеет возможность подойти к воспитаннику и направить, прокомментировать действие, не отрывая от массажа остальных воспитанников.

Подвижные игры с комментированием условий игры, которые рассказывают воспитанники старшего возраста (видеоролик, аудио запись).

ИКТ средства: ноутбук, проектор, USB-флеш-накопитель.

Преимущества:

- развитие интеллекта и познавательных процессов,

- развитие инициативности, самостоятельной деятельности,

- знакомство с разными направлениями и видами игр.

Пальчиковая гимнастика

ИКТ средства: ноутбук, проектор, USB-флеш-накопитель.

Преимущества: при наличии видеоряда с подробной информацией,

позволяет учесть все тонкости любого упражнения, акцентируя внимание на важном. Не нарушая оздоровительный процесс, воспитатель имеет возможность подойти к воспитаннику и направить, прокомментировать действие, не отрывая от массажа остальных воспитанников.

Физкультурные праздники и досуг

ИКТ средства: ноутбук, проектор, USB-флеш-накопитель. Музыкальный центр.

Преимущества:

- создание тематической атмосферы,

- трансформируемость окружающей среды, переход из одного сюжета в другой,

- создание сказочности, сюрпризного момента, вызвать потребность в поисково-познавательной деятельности воспитанников за счет разнообразие наглядного материала,

- помогает вызвать более яркие красочные переживания в созданном сюжете.

Презентации для родителей

ИКТ средства: ноутбук, проектор, USB-флеш-накопитель.

Преимущества:

- сопровождение материалами консультации и собраний с родителями,

- отчетные материалы по результатам деятельности за прошедший период,

- создание информационных материалов для использования на сайте,

- создание каталога рекомендаций, листовок для информационного стенда родителей, тематических буклетов.

Все проекты проводились с непосредственным участием родителей, законных представителей членов семей в качестве участников, зрителей, представителей жюри. В ходе этих мероприятий, а также собраниях и консультациях, раскрывались возможности и преимущества использования ИКТ в формировании культуры здорового образа жизни и физического развития детей дошкольного возраста.

Повторное анкетирование родителей продемонстрировало изменения мнения родительской общественности о значении ИКТ в развитии детей. Это мнение родителей изменилось и посредствам наблюдения за собственными детьми. 

1fecec09c3e3b9d8c28a67f909512796.jpg

Можно сделать выводы из отзывов о применении ИКТ в домашних условиях, и поиске родителями разносторонне развивающих игр, игр тренажеров с использованием правил взаимодействия ребенка и средств ИКТ. Родители стали обмениваться между собой различными ссылками на развивающие игры и программы. Проведенную работу мы воспринимаем, как формирование культуры использования ИКТ, не как средства чем-нибудь развлечь, или отвлечь ребенка, а как некоторую систему развития здоровой интеллектуальной личности.

Поэтому одна из задач педагогов и воспитателей - раскрыть возможности ИКТ в совместной и подконтрольной деятельности семьи и ребенка при содействии специалистов детского сада, что позволит создать единое образовательное пространство детский сад и семья, и создаст условия сотрудничества педагогического коллектива и семи.

7ee3087f2ac2359872c852c458ccb7c5.jpg
25 мая 2022 в 12:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.