МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»

Методические рекомендации «Катание на самокате!


Катание на самокате!

0c0f797d0d1784f45b92df9111173fd3.jpg

В детских садах применяются самокаты разной конструкции: на резиновых колесах, в виде небольшой узкой платформы па трех роли­ках; спортроллеры — самокаты усовершенствованной конструкции.

Катание на самокатах практикуется в старших группах. Оно спо­собствует развитию динамического равновесия, ориентировки и прос­транстве, глазомера, ловкости, выносливости, укрепляет мышцы ног. Катание на самокатах способствует воспитанию смелости, настойчи­вости, взаимопомощи и т. п.

Катание на самокатах, спортроллерах не представляет больших трудностей для детей.

К основным действиям относятся следующие умения:

· управление самокатом,

· отталкивание ногой,

· катание.

Управление самокатом.

Труднее всего при катании на самокате (или спортроллере) управлять им, сохранять равновесие, так как опо­рная площадь мала, а тяжесть тела ребенка во время отталкивания на платформе самоката распределяется неравномерно. Кроме того, во время отталкивания происходит качание самоката в стороны.

Ре­бенок учится управлять рулем выполняя повороты, а при наклоне самоката в другую сторону — выравнивать его туловищем и пово­ротом руля в противоположную сторону. Повороты выполняются направо и налево. При повороте налево надо выехать к правому краю дорожки, оттолкнуться ногой несколько раз подряд и повернуть руль в левую сторону. Когда скорость погаснет, опять оттолкнуться ногой. При повороте направо действие выполняется таким же спо­собом, только выехать надо к левому краю дорожки.

Отталкивание ногой.

Толчок совершается одной ногой (передней частью стопы). Движение выполняется быстро и энергично, нога активно ставится на грунт отталкивания. Тело ребенка слег­ка наклонено вперед, голова держится прямо, ребенок смотрит вперед.

Катание.

При катании на самокате ребенок одну ногу ставит на платформу, а другой отталкивается от земли. Как только самокат начнет наращивать скорость, надо поставить на платформу вторую ногу и катиться вперед до замедления хода. Туловище при этом пря­мое, смотреть следует вперед по направлению движения, а не под ноги. Руль держать непринужденно обеими руками, не напрягая плечи и руки.

Методические рекомендации

Подбирать самокаты следует по росту детей: ребенок, держась за руль, должен стоять возле него прямо, не сгибая корпуса и не суту­лясь.

Детям показывают и объясняют, как надо держать самокат и во­дить его по прямой. Став с левой стороны от самоката, ребенок кладет руки на ручки руля и ведет его. При поворотах направо и налево руль поворачивают в ту сторону, в которую надо вести самокат. В дальней­шем ребятам предлагаются разнообразные упражнения с ведением самоката, которые формируют у них навыки, необходимые для само­стоятельной езды, умения управлять самокатом: например, водить са­мокат по кругу, «змейкой», делать поворот кругом. Вести самокат на­до взявшись за руль обеими руками, без напряжения, смотреть впе­ред, выбирая себе путь.

При обучении езде на самокатах воспитатель сначала поможет ребенку, поддерживая руль. Малыш тем временем управляет рулем и легко отталкивается ногой. Необходимо следить, чтобы дети ката­лись, отталкиваясь попеременно то правой, то левой ногой. Например, в одну сторону по дорожке ребенок едет отталкиваясь одной ногой, обратно — другой. Это обеспечивает пропорциональное развитие мускулатуры.

Воспитатель, обеспечивая страховку и помощь, посте­пенно учит ребенка самостоятельной езде по прямой. Постепенно взрослый перестает поддерживать самокат и к страховке привлекает детей.

Когда дошкольники освоят управление самокатом попрямой, вос­питатель может учить их поворотам налево и направо. Позже задания усложняются: дети могут делать повороты кругом, кататься по узкой дорожке, по кругу, «змейкой», ускорять и замедлять ход, тормозить и останавливаться.

В подготовительной к школе группе даются упраж­нения на реакцию на зрительные сигналы (красный свет, поднятая вверх рука и т. д.). Вначале детей учат останавливаться медленно в заранее установленном месте, а затем — внезапно по требованию во­спитателя.

После того как ребята достаточно хорошо овладеют пере­движением на самокатах, научатся быстро останавливаться, можно организовывать игры, эстафеты. Воспитатель следит, чтобы дети не переутомлялись, тщательно до­зирует нагрузку. Можно распределить детей по два: один катается на самокате, а второй его страхует. Потом пары меняются ролями.

Чтобы избежать столкновения, необходимо детей научить прави­лам катания на самокатах (они аналогичны правилам катания на ве­лосипедах) и требовать строго придерживаться этих правил во время занятий.

b65505a2b88cee71e5eb6c3343a51367.jpg

Хорошо, если на участке детского сада будет площадка или оборудо­вано место для игры в правила уличного движения: обозначены пере­крестки, поставлены светофоры. Дети более эмоционально играют, когда движением управляет регулировщик в красивой форме.

Вначале воспитатель помогает дошкольникам овладеть езду на самокате, поддерживая самокат за руль. Постепенно руль отпускают, и ребенок самостоятельно проезжает небольшое расстояние в прямом направлении. Когда дошкольники овладеют технику движения в прямом направлении, воспитатель учит их выполнять повороты влево и вправо вначале с поддержкой за руль, а затем самостоятельно. Дети, которые уже умеют кататься на велосипеде, за два-три занятия овладевают въезда в прямом направлении и быстро усваивают повороты на самокате.

Во время катания на самокате нужно следить, чтобы дети энергично отталкивались от земли левой и правой ногами. Например, проезжая по дорожке в одну сторону, они должны отталкиваться правой ногой, в обратном направлении - левой. В таком случае физическая нагрузка на ноги будет распределяться равномерно.

После овладения техникой езды на самокате детям предлагают катание с проездом в «ворота» (кубики на расстоянии 1 м) или «змейкой» между кубиками (булавами) которые расставлены на одной линии на расстоянии 1,5-2 м друг от друга.

Продолжительность катания каждого ребенка в пределах 10-12 мин. Катаются дошкольники на самокате по очереди. Все советы о правилах езды на велосипеде распространяются и на катание на самокате.

Обучая детей езды на велосипеде и самокате, надо одновременно развивать в них ориентировки в пространстве, воспитывать внимание, дисциплинированность, обязательно знакомить с правилами уличного движения (объяснить, как их соблюдать во время пребывания на улице).

Упражнения

1. Вести самокат за руль по прямой, делать поворот.

2. Кататься по прямой с поддержкой взрослого.

3. Кататься по прямой отталкиваясь правой или левой ногой.

4. Тормозить и останавливаться.

5. Ездить по кругу с поворотами налево и направо.

6. Ездить «змейкой».

7. Ездить по узкой дорожке.

8. Кататься произвольно меняя темп езды.

9. Тормозить и останавливаться по сигналу.

10. Тормозить и останавливаться в указанном месте.

11. Кататься друг за другом придерживаясь заданной скорости в отношении едущего впереди.

2 июня 2022 в 13:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.