МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»

О принципах организации домашнего пространства для ребенка

09cdf8dc79fbafcdf7e5f2d1913514f4.jpg 

Чтобы получить такое пространство, необходимо провести ревизию своего дома по следующим направлениям:

1.Безопасность пространства. Если пространство не безопасно, то и о самостоятельности не приходится говорить – вы будете беспрестанно контролировать своего ребенка. ! Что нужно учесть: мебель, электричество, бытовая химия, доступ к лекарствам, замки и двери, газ, животные в доме, острые и мелкие предметы. Какие еще варианты у вас?

2. Доступность реализации бытовых потребностей ребенка: - гигиениеческие потребности – возможность помыть руки (подставка), сходить в туалет, поменять трусы, памперс. - уход за собой – одежда в доступе, в количестве, из которого ребенок в состоянии сам сделать выбор. Оборудованное место хранения и место для переодевания. ! Что нужно учесть: крючки, зеркало, шкафы и полки – на уровне ребенка. - потребность в еде – оптимально – свой стол и стул, возможность взять посуду, налить воду, что-то приготовить. Участие в кухонной жизни очень востребовано и любимо в этом возрасте! - потребность в отдыхе: зона сна – низкая кровать, чтобы ребенок мог сам вставать и ложиться, место для спокойных занятий – чтения, созерцания (видела варианты, когда такую зону оборудуют на подоконнике. Вообще, смотреть в окно – отличное занятие!).

3. Создание возможностей для удовлетворения потребностей в развитии. Различные материалы, с помощью которых удовлетворяется сензетивный период ребенка. Материалы располагаются на полках на уровне доступа ребенка. Количество таких материалов не большое.

4. Возможность убирать за собой. Каждый предмет в доме, которым пользуется ребенок, имеет свое место – чтобы было постоянство: где взять и куда убрать. По возможности – количество вещей не большое. А также хранение предметов в доступе ребенка, чтобы он был в состоянии справиться с уборкой сам.

5. Применение на практике того, что ребенок может уже делать. Понятный и постоянный алгоритм действий. Если ребенок научился что-то делать – создавать возможность для реализации этого умения. Если научился пить - то в доступе возможность самому попить.

6. Доступные и постоянные презентации от родителей – как пользоваться тем или иным предметом. Проговаривать действия медленно, четко.

7. Упорядоченность домашнего пространства для ребенка. Это также важно для чувства безопасности (есть в этом мире порядок, стабильность) и для проявления самостоятельности. В этом очень помогает зонирование пространства: зона сна, зона еды, зона одевания, зона гигиены, зона спокойных занятий, зона двигательной активности. Когда есть определенные границы и зонирование, ребенку легче понять и применить на практике, где что позволительно.

До этого были названы больше функциональные характеристики домашнего пространства. Но ребенок очень чувствителен и эмоционально восприимчив к самой атмосфере дома – как внутренней, так и внешней. 

Внешняя атмосфера – это красота, уютность, сочетаемость предметов, цветовая гармония дома, исправность предметов в доме. Внутренняя атмосфера – это гармония ваших внутрисемейных отношений, семейные традиции, чувство – когда дома хорошо!

30 сентября 2022 в 14:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.