МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективные форм работы. Из опыта работы МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»

 «Семья – это та первичная среда,

где человек должен учиться творить добро».

Василий Сухомлинский

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально –нравственный опыт, семья определяет уровень и содержании эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия.

На протяжении многих лет мы работаем над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель работы – всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. При этом решаются выделенные нами, как приоритетные, задачи:

• Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьями;

• Повышение педагогической культуры родителей;

• Приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение эффективных форм взаимодействия;

• Изучение семей и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;

• Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Еще до поступления ребенка в детский сад устанавливаются первые контакты между семьями и нашим ДОУ:

- Приглашаем родителей на родительское собрание и знакомим с развивающей средой, особенностями работы ДОУ;

- Представляем буклеты о работе ДОУ «Визитная карточка».

Дальнейшее взаимодействие родителей и сотрудников ДОУ происходит в процессе:

Ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка; Неформальных бесед о детях, запланированных встреч родителей с воспитателями или узкими специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи; Знакомство родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями об их детях; Работы Попечительского совета ДОУ; Посещение родителями праздничных и досуговых мероприятий, проводимых дошкольным учреждением; Оказание помощи детскому саду в качестве организаторов и спонсоров.

Изменившаяся современная система заставляет искать новые формы взаимодействия. В течении 2020-21 годов мы вынуждены были освоить новые формы взаимодействия с родителями – взаимодействие с применением ИКТ технологии, проще говоря, общение с родителями через интернет. Эта работа велась в 5 направлениях:  

Через официальный сайт ДОУ:

Плюсы сайта:

Сайт демонстрирует родителям устройство и деятельность ДОУ в удобное для них время. Помогают в этом фото- и видео экскурсии по зданию и территории, отчеты о проведенных мероприятиях.

Информация на сайте формирует доверие к ДОУ со стороны родителей, представителей общественности, социальных партнеров.

Для общения с аудиторией используются такие разделы, как раздел «Нужна помощь – обращайтесь» и «Форма приема обращения граждан».

Есть и минусы:

Если надо было проинформировать родителей о мероприятии, то информацию приходилось дублировать на разных каналах общения, так как не все родители – постоянные посетители сайта.

Сайт обеспечивает одностороннюю связь. Раздел «Нужна помощь – обращайтесь» или «Форма приема обращения граждан» не предполагает мгновенного ответа.

2. Также общение велось через личные сайты или блоги воспитателей:

Плюсы:

Материалы, которые воспитатели размещали на личном сайте или в блоге, демонстрировали родителям их профессиональные интересы, знания и навыки. Это повышает авторитет воспитателя, формирует уважение.

Воспитатели записывали и размещали в блоге видео консультации для родителей, серии развивающих занятий в режиме офлайн, давали ссылки на полезные развивающие платформы для дошкольников.

Минусы:

Чтобы создать и вести блог или личный сайт, воспитатели должны иметь специальные знания и умения. Помимо технических вопросов, нужно понимать, о чем и как писать, чтобы посетителям было интересно.

Блоги и личные сайты отнимают у воспитателей много времени, ведь заниматься ими приходится после работы.

3 способ взаимодействия с родителями – это общения через электронную почту:

Электронную почту группы легко создать и использовать в работе.

В почте можно хранить разную информацию и пересылать файлы в виде текстов, изображений, аудио, видео.

Формат общения через почту гарантирует быструю доставку сообщений, позволяет отправлять письма всем родителям группы. Это экономит время воспитателя.

Минусы:

Электронную почту нужно постоянно проверять, чистить от спама

Почта не предполагает общение в режиме реального времени. Если вы написали поздно вечером, то родитель, скорее всего, ответит с задержкой.

Родитель может долгое время не проверять ящик, а потом нечаянно удалить ваше письмо вместе со спамом. Либо сменить адрес электронной почты и не предупредить.

Четвертая форма взаимодействия -  группа в социальных сетях, плюсы:

В группе родители могут общаться в любое время, обсуждать детали предстоящего мероприятия, делиться впечатлениями о прошедших событиях и праздниках.

К общению могут присоединиться любые специалисты детского сада

В группе можно провести опрос среди родителей и оперативно собрать информацию, разместить ссылки на методическую литературу, фото- и видеоматериалы.

Минусы:

Общение в соцсети может свести к минимуму живое общение
с родителями. А если не оговорить с пользователями правила группы, она станет лентой бесполезных постов;

К группе могут присоединиться посторонние пользователи, размещать рекламу, запрещенные материалы, некорректно высказываться. Поэтому не оставляйте доступ к группе открытым, проверяйте запросы на вступление в группу и материалы, которые предлагают разместить.

Пятое: общение в чатах мессенджеров:

Оно позволяет быстро обмениваться информацией: передавать текстовые сообщения, изображения, видео, фото, можно общаться приватно и в группе.

Минусы:

В чат родители могут писать ночью и рано утром, скидывать картинки с пожеланиями хорошего дня, новости из интернета, советовать магазины с игрушками и детской одеждой. Чтобы этого не происходило, приходилось обсуждать с ними правила общения в чате.

Но ведь всем известно, для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо их вовлекать в жизнь детского сада, реальную, а не виртуальную. Со второй половины 2021 года были сняты ограничения на посещение родителями детского сада, что позволило нам вернуться к живому общению и прямому взаимодействию с родителями, сохранив при этом интерактивные формы.

Участие семьи в воспитательно – образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

В этом учебном году мы начали реализацию проекта «Родительская почта» с целью наладить динамичную и действенную обратную связь в работе детского сада и семьи. Мы предлагаем родителям тему, по которой они могут получить информацию. Ящики устанавливаются на видном и доступном месте в приемной группы, рядом помещается бумага и ручка. Тематика меняется 1 раз в месяц. После все обращения родителей анализируются обрабатываются. Продумываются формы информирования родителей по их обращениям: непосредственная (на собраниях, встречах, консультациях) и опосредованные (через информационные стенды, памятки и т.д.)

Также информирование родителей о предоставляемых детским садом услуг ведется через «Справочник для родителей». Семьи получают хорошо организованный и удобный в пользовании документ.

Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотоколлажей.

Еще одна из интересных форм работы с родителями является создание игротек на лестничных площадках детского сада. Где родители вместе с детьми могут окунуться в мир занимательных игр.

Организация выставок совместного творчества детей и родителей. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже стали традиционными, но всё же вызывают огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми изобразительным искусством.

С целью привлечения родителей к активному участию в деятельности в детском саду регулярно организовываются совместные физкультурные и музыкальные праздники, а также в каждой возрастной группе проводятся "родительские дни", когда родители могут поиграть с детьми в группе или рассказать им о своей профессии, своей семье, любимом писателе, научить играм, в которые играл в детстве, или оказать помощь в формировании развивающей среды в группе, принеся игрушки, книжки или поделочные материалы, которые уже не нужны его ребенку, но могут заинтересовать других детей.

Два раза в год проходят «Дни открытых дверей». В этот день родители имеют возможность посещать занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещений. Пишут отзывы, пожелания педагогам Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Эта форма работы им особенно нравится, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка.

Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения.

Активное участие и помощь родителей в конкурсах и акциях различного уровня: внутри ДОУ, муниципальный, региональный, всероссийский уровень вызволяет детям, родителям и педагогам почувствовать эмоциональную и духовную поддержку. Дети получают возможность разобраться в той или иной информации, а родители, незаметно для себя, с увлечением передать свои знания и опыт своим детям. Данная форма организации общения педагогов и родителей выполняет доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивает рефлексию.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейных клубов.

Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта воспитании детей. Данную форму работы мы планируем внедрить со следующего учебного года.

Если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями через: организацию интересных формы работы, координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.

В результате применения в ДОУ разных форм работы по взаимодействию с родителями, у родителей:

появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей, к активному включению в планирование образовательного процесса. меняется характер вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их педагогических интересов и знаний. родители овладевают необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста. возрастает процент посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д. формируется понимание практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Семья всегда будет основой общества.

Оноре де Бальзак

22 ноября 2022 в 14:59

Прикреплённые файлы:

Документ: Привлечение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективные форм работы. Из опыта работы МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-doklada-na-sait_sc4v6.ppt

Это официальный файл организации «МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»», в нём содержится Привлечение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективные форм работы. Из опыта работы МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка».

Размер файла: 16,93 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.