МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»
|
Консультация для воспитателей «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»Подготовил музыкальный руководитель Кленышева Н. А. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям. В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Большую роль в нравственно-патриотическом воспитании играет музыка. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. Формы организации педагогического процесса в этом направлении разнообразны: беседы, праздники, развлечения. Музыка воспитывает детей, вселяет в них любовь к жизни, к человеку, к природе, помогает им познавать мир. На занятиях и в повседневной жизни стремлюсь использовать музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараюсь раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. С помощью звука можно выразить свои чувства: радость, грусть, тревогу, разочарование. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом народа, с образцами народного музыкального творчества. Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют народные песни, инсценируют их: «Веснянка», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки», играют на музыкальных инструментах: «Светит месяц», «Ах вы сени», водят хороводы «Красный сарафан», «Во поле береза», играют в р. н. игры «Плетень», «Гори ясно», «Золотые ворота», исполняют народные танцы: «Кадриль», «Русский перепляс. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, воспитываю в них чувство патриотизма и национальной гордости. Патриотизм – это уважение и почитание традиций родной страны. Суть нравственно-патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе интерес и уважение к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Праздники, познавательные досуги, совместная музыкально-познавательная деятельность, проводимая в ДОУ, способствует воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей. Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери, ведь для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Нет ни одной песни про маму, где бы не звучала ласковая, нежная, добрая мелодия, передающая нежность и любовь к единственной на свете мамочке… Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема: «День Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», «Будем в армии служить!». Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Решение задач по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников - процесс длительный и сложный. Положительного результата мы достигнем только в совместной, систематической работе всех педагогов нашего ДОУ. Всем нам очень хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть наших детей счастливыми, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!» 9 февраля 2023 в 14:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.