МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»
|
Семинар для педагогов на тему: «Игровые технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»Подготовил музыкальный руководитель Кленышева Н. А. План. 1.Общие понятия «технология» и «педагогическая технология».Методика и технология. 2. Структура и критерии педагогической технологии 3. Критерии технологичности 4.Игровые технологии в музыкальном воспитании дошкольников. ---Теоретическое обоснование Игровой технологии --- Целесообразность применения --- Условия реализации игровых технологий --- Задачи 5. Этапы реализации игровых технологий. 6. Внедрение в практику 7. Особенности диагностики 8. Игровые технологии в документации музыкального руководителя. Ход: 1.Технология – наука о мастерстве, в переводе с греческого. (Tehne - искусство, мастерство, умение;Logos – закон, наука) Ян Амос Коменский (1592-1670) (создал первую научную педагогическую технологию). Идея педагогической технологии – гарантия получения позитивного результата. Задача – создание механизма обучения, «дидактической машины»: Цели --- Средства -- Правила использования средств --- Результат. Педагогические технологии могут быть представлены как: Технологии обучения (дидактические технологии); Технологии воспитания Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. (Г.К. Селевко) Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П. Волков) Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя. (В.М. Монахов ) Методика является совокупностью различных методов обучения и воспитания и не выстраивает их в определённую логику при непосредственной реализации в педагогическом процессе Технология – пошаговая последовательность методов и приемов, ведущих к гарантированному результату. Состав технологии — не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату. Структура педагогической технологии: а) концептуальная основа; б) содержательная часть; в) процессуальная часть - технологический процесс; г) результат. Педагогическая технология
Научном – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; Процессуальном –описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения; Деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Критерии технологичности: Концептуалъностъ (научность). Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Процессуальность (управляемость) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность (результативность). Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам. Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Игровые технологии Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, в соответствии с классификацией, предложенной различными исследователями. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности. 4. Игровые технологии как средство развития музыкальных способностей дошкольников. а) Теоретическое обоснование игровой технологии Игровой сюжет – это особым образом скомбинированные события и явления реальной жизни ребёнка. Чем старше ребёнок, тем богаче опыт его переживаний и представления об окружающей действительности. Сюжетосложение – это основная группа игровых умений, формирующаяся в дошкольном детстве и обеспечивающая успешность игровой деятельности дошкольников. Развитие сюжетной линии – последовательное прохождение всех этапов игры: от пошагового планирования -- к распределению ролей и сюжетно-ролевых действий и, наконец, к созданию образа. Музыкальное искусство -- наиболее эффективное педагогическое средство обогащения сюжетов детских игр. И музыка, и игра – образное представление действительности. Музыка уже сама по себе эмоциональна, образна, динамична и тем самым побуждает к фантазированию и игре. Целесообразность использования
Дети легче усваивают и запоминают материал занятия; Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности; В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки. Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей. Использование игровых технологий способствует развитию психических процессов: Игровые технологии, направленные на развитие восприятия. Ранний этап музыкального развития ребенка оставляет особый отпечаток на сознании воспринимаемой музыки. Большую роль играет эмоциональная отзывчивость на музыку в процессе игры. Очень важно, чтобы детские эмоции были направлены на музыку, на ее художественные образы в единстве с игровыми. Игра вызывает радость, особенно в сочетании с музыкой, которая углубляет эти радостные переживания. В условиях музыкальной игры детей можно побуждать к подражанию отдельным интонациям мелодии, простейшим словам, к звукоподражанию, обогащать новыми музыкальными впечатлениями, закреплять уже имеющиеся. Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди свой домик», «Найди свою матрешку», «Собери цветок» (дети собирают определенного цвета). Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, на березе появляются листочки клена с плодами яблок), а ребенок должен это заметить. Или при слушании «Колыбельной музыки» игрушка, пришедшая на занятие, начинает весело плясать и маршировать и, наоборот, во время веселой – спать. Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают игры драматизации, музыкальные игры. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в произведениях и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. «Музыкальная поляна», «Музыкальный домик», «Звенящие колокольчики», «Подбери музыку» и др. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения. С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях сочиняя музыкальные истории, сказки воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования. Условия реализации игровой технологии Создание интегративной музыкально-игровой среды. Пространство взаимодействия детей с педагогом - музыкально-игровая зона. Оптимальное количество детей. Музыкальный репертуар, отвечающий требованиям доступности, оптимальный для решения поставленной задачи. Задачи: Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор. Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей. Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях. Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской). 5. Этапы реализации педагогической технологии 1 этап. Создаём условия для реализации этапов педагогической технологии. 2 этап. Обогащаем опыт детей новыми музыкальными впечатлениями и образами в ходе слушания муз. произведений; обогащаем сюжеты игр сюжетами муз. повествования; обучаем детей умениям переноса муз. сюжета в игру, с последующим развитием. Осуществляем итоговую диагностику. 6. Внедрение педагогической технологии в практику: Организация работы -
Групповая и индивидуальная работа с детьми. Взаимодействие и просветительская работа с родителями. Совместная работа педагогов ДОУ. Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций на занятиях: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Функции игры. Обучающая функция Развлекательная функция Коммуникативная функция Релаксационная функция Психотехническая функция Функция самовыражения 7. Особенности диагностики Диагностика направлена на изучение Особенностей игровых интересов дошкольников; Особенностей развития сюжетной линии в играх детей; Особенностей отношения детей к музыке и детских музыкальных предпочтений; Реальных педагогических условий, содействующих обогащению сюжетов детских игр. 16 марта 2023 в 01:45
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.