МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»

Семинар для педагогов на тему: «Игровые технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

Подготовил

музыкальный руководитель

Кленышева Н. А.

План.

1.Общие понятия «технология» и «педагогическая технология».Методика и технология.

2. Структура и критерии педагогической технологии

3. Критерии технологичности

4.Игровые технологии в музыкальном воспитании дошкольников.

---Теоретическое обоснование Игровой технологии

--- Целесообразность применения

--- Условия реализации игровых технологий

--- Задачи

5. Этапы реализации игровых технологий.

6. Внедрение в практику

7. Особенности диагностики

8. Игровые технологии в документации музыкального руководителя.

Ход: 

1.Технология – наука о мастерстве, в переводе с греческого. (Tehne  - искусство, мастерство, умение;Logos – закон, наука)

Ян Амос Коменский (1592-1670)

(создал первую научную педагогическую технологию).

Идея педагогической технологии –

гарантия получения позитивного результата.

Задача – создание механизма обучения,

«дидактической машины»:

Цели --- Средства -- Правила использования средств --- Результат.

Педагогические технологии могут быть представлены как:

Технологии обучения

(дидактические технологии);

Технологии воспитания

Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. (Г.К. Селевко)

Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П. Волков)

Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя. (В.М. Монахов )

Методика является совокупностью различных методов обучения и воспитания и не выстраивает их в определённую логику при непосредственной реализации в педагогическом процессе

Технология – пошаговая последовательность методов и приемов, ведущих к гарантированному результату.

Состав технологии — не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату.

Структура педагогической технологии:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть;

в) процессуальная часть - технологический процесс;

г) результат.

Педагогическая технология
в 3-х аспектах:

Научном – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

Процессуальном –описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

Деятельностном осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Критерии технологичности:

Концептуалъностъ (научность). Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Процессуальность (управляемость) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность (результативность). Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Игровые технологии

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, в соответствии с классификацией, предложенной различными исследователями.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности.

4. Игровые технологии как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

  а) Теоретическое обоснование игровой технологии

Игровой сюжет – это особым образом скомбинированные события и явления реальной жизни ребёнка. Чем старше ребёнок, тем богаче опыт его переживаний и представления об окружающей действительности.

Сюжетосложение – это основная группа игровых умений, формирующаяся в дошкольном детстве и обеспечивающая успешность игровой деятельности дошкольников.

Развитие сюжетной линии – последовательное прохождение всех этапов игры: от пошагового планирования -- к распределению ролей и сюжетно-ролевых действий и, наконец, к созданию образа.

Музыкальное искусство -- наиболее эффективное педагогическое средство обогащения сюжетов детских игр. И музыка, и игра – образное представление действительности.

Музыка уже сама по себе эмоциональна, образна, динамична и тем самым побуждает к фантазированию и игре.

Целесообразность использования
игровых технологий
в музыкальном воспитании:

Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;

Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;

В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.

Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

Использование игровых технологий способствует развитию психических процессов:

Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Ранний этап музыкального развития ребенка оставляет особый отпечаток на сознании воспринимаемой музыки. Большую роль играет эмоциональная отзывчивость на музыку в процессе игры. Очень важно, чтобы детские эмоции были направлены на музыку, на ее художественные образы в единстве с игровыми. Игра вызывает радость, особенно в сочетании с музыкой, которая углубляет эти радостные переживания. В условиях музыкальной игры детей можно побуждать к подражанию отдельным интонациям мелодии, простейшим словам, к звукоподражанию, обогащать новыми музыкальными впечатлениями, закреплять уже имеющиеся.

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

 В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.

 К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди свой домик», «Найди свою матрешку», «Собери цветок» (дети собирают определенного цвета). Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, на березе появляются листочки клена с плодами яблок), а ребенок должен это заметить. Или при слушании «Колыбельной музыки» игрушка, пришедшая на занятие, начинает весело плясать и маршировать и, наоборот, во время веселой – спать.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают игры драматизации, музыкальные игры.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.

Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

 Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в произведениях и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. «Музыкальная поляна», «Музыкальный домик», «Звенящие колокольчики», «Подбери музыку» и др. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление.

Например, на занятиях сочиняя музыкальные истории, сказки воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.

Условия реализации игровой технологии

Создание интегративной музыкально-игровой среды.

Пространство взаимодействия детей с педагогом -  музыкально-игровая зона.

Оптимальное количество детей.

Музыкальный репертуар, отвечающий требованиям доступности, оптимальный для решения поставленной задачи.

Задачи:

Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.

Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.

Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.

Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

5. Этапы реализации педагогической технологии

1 этап. Создаём условия для реализации этапов педагогической технологии.

2 этап. Обогащаем опыт детей новыми музыкальными впечатлениями и образами в ходе слушания муз. произведений; обогащаем сюжеты игр сюжетами муз. повествования; обучаем детей умениям переноса муз. сюжета в игру, с последующим развитием.

Осуществляем итоговую диагностику.

6. Внедрение педагогической технологии в практику:

Организация работы -
в 3-х направлениях

Групповая и индивидуальная работа с детьми.

Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

Совместная работа педагогов ДОУ.

Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций на занятиях:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Функции игры.

Обучающая функция

Развлекательная функция

Коммуникативная функция

Релаксационная функция

Психотехническая функция

Функция самовыражения

7. Особенности диагностики

Диагностика направлена на изучение

Особенностей игровых интересов дошкольников;

Особенностей развития сюжетной линии в играх детей;

Особенностей отношения детей к музыке и детских музыкальных предпочтений;

Реальных педагогических условий, содействующих обогащению сюжетов детских игр.

16 марта 2023 в 01:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.