МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»

Профессиональные компетенции педагога - как условие успешного внедрения и реализации ФОП ДО

     (СЛАЙД 1) Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. В связи с введением ФОП ДО профессиональная позиция педагога ДОО обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника, что повышает качество его образования. (СЛАЙД 2) В словаре Ожегова Сергея Ивановича, понятие «компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области».

   Понятие компетентности педагога понимается как ценностное смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. Позиция воспитателя формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя ДОУ.      

   (СЛАЙД 3) Педагогическая компетентность оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимых) психологических и педагогических знаний и умений, позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.      

   (СЛАЙД 4) Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний и др.).

   (СЛАЙД 5) Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность компетенций:

1. Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у него развита коммуникабельность.

2. Социальная компетентность. Педагог сотрудничает с окружающими и ответственен за результаты своего труда.

3. Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.

 4. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода.

5. Психолого-педагогическая компетентность. Педагог знает психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого воспитанника.

  (СЛАЙД 6)  В профстандарте в п. 4.5, перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования.

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, социального педагога, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми. Применение цифровых образовательных ресурсов в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую любого образовательного или развивающего процесса, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

   Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности. Именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

   Требования к профессиональной компетентности:

   действия воспитателя должны обеспечивать эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей;

 воспитатель должен уметь владеть современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, психологопедагогической коррекции, и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и постоянно их совершенствовать;

 воспитатель должен использовать методические идеи, новую литературу и иные источники информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с воспитанниками, осуществлять оценочно-ценностную рефлексию.    

   Однако воспитатель должен иметь не только профессиональные знания, но и знания о закономерностях общения и взаимоотношений в педагогическом коллективе, детской группе, работе с родителями. Показателем образованности, жизненной успешности, профессионализма является коммуникативная культура (компетентность). В ходе модернизации и оптимизации дошкольного образования предъявляются серьёзные требования к коммуникативной компетентности воспитателя. Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения постоянно связана с общением с широким кругом людей: родителями, коллегами, администрацией детского сада, воспитанниками.

    В Концепции дошкольного воспитания представлен портрет педагога, работающего с детьми. В нём отмечается важность воздействия взрослого на личность ребёнка. Педагог выступает главным организатором и активным участником речевой среды в образовательном процессе, его образ является для ребёнка языковым авторитетом. Воспитателю необходимо постоянно совершенствовать свои коммуникативно-речевые умения. Специфика педагогического общения состоит в том, что оно выступает как средство решения педагогических задач, как способ организации педагогов и детей, как социально-психологическое обеспечение коррекционно-воспитательного процесса.  

   Профессиональное общение педагога – это система сложных коммуникативных взаимодействий, направленных на эффективное решение педагогических задач, реализуемых с помощью различных коммуникативных средств, действующих в рамках существующих норм педагогической этики. Педагог должен уметь анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения, оформлять высказывание в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в способах диалогического общения с учётом норм речевого этикета, использовать средства невербального общения в речевой ситуации для достижения положительного результата, корректировать собственно речевое поведение в зависимости от ситуации общения, проводить самоанализ речевой деятельности.

   Современный детский сад – это не только и ни сколько организация по присмотру и уходу за дошкольниками, все большую актуальность приобретает проблема повышения качества дошкольного образования.

   Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Сегодня уже недостаточно, получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием.

  (СЛАЙД 7) Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога:

- работа в методических объединениях, проблемно-творческих группах;

 - исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы психолого-педагогической поддержки, как для молодых педагогов, так и для педагогов со стажем, наставничество;

- открытые просмотры и взаимные посещения занятий;

 -педагогические ринги - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора;

- активное участие в профессиональных конкурсах различных уровней;

- обобщение собственного педагогического опыта на городских мероприятиях и в интернет-пространстве;

- работа педагогов с научно-методической литературой и дидактическими материалами;

- организация практических семинаров, практических занятий, всеобучи;

- тренинги: личностного роста; с элементами рефлексии; развития креативности;

- психолого-педагогические гостиные, деловые игры, мастер – классы и др.

   Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будет не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникационными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ.


материал подготовил воспитатель Клёнышева Полина Андреевна

16 февраля 2024 в 11:39

Прикреплённые файлы:

Документ: Профессиональные компетенции педагога - как условие успешного внедрения и реализации ФОП ДО

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-klyonyshevoi_0lv3t.ppt

Это официальный файл организации «МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»», в нём содержится Профессиональные компетенции педагога - как условие успешного внедрения и реализации ФОП ДО.

Размер файла: 0,82 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.